История строительства Павелецкого вокзала

Павелецкий вокзал – один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, расположен на Павелецкой площади. Изначально вокзал был известен москвичам под названием Саратовский из-за того, что управление Рязано-Уральской дороги находилось в городе Саратов, но в  послевоенное время вокзал получил новое название по посёлку Павелец в Скопинском районе Рязанской области. Название села предположительно связывают с именем первого владельца угодий (Павелец – уменьшительное от имени Павел).

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

Из истории известно, что Общество Рязанско-Уральской железной дороги управляло крупнейшей частной дорогой в царской России. Отмечается, что дорога связывала 12 русских губерний, но не имела выхода в Москву. По этой причине Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством на разрешение постройки железнодорожной ветви Павелец – Москва. К вопросу разрешения строительства были привлечены высшие чиновники государства: Московский Генерал-Губернатор Сергей Александрович (дядя царя Николая Второго), Глава Кабинета Министров С.Ю. Витте.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В мае 1897 года, было получено государево разрешение Николая II на постройку новой линии в 237 верст. Работы велись очень активно, что позволило завершить строительство ветки на 8,5 месяцев ранее назначенных сроков. Важность этого направления трудно было переоценить, ведь благодаря его запуску открывались новые возможности для доставки в Москву «хлебных избытков» и продукции с южных окраин Российской Империи. Однако вокзала в Москве к моменту окончания работ не было.

Здание вокзала было построено в 1900 году по проекту архитектора Александра Федоровича Красовского – автора ряда знаменитых доходных домов в Санкт-Петербурге, под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Хотя эта версия имеет множество споров. Некоторые историки приписывают авторство проекта Павелецкого вокзала архитектору Юлиусу Федоровичу Дидерихсу – одному из авторов Рижского (Виндавского) вокзала Москвы.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Торжественное открытие вокзала состоялось 1 сентября 1900 года. В архитектуре здания вокзала прослеживалась стилистика присущая тому времени: высокие окна, симметричность строения по отношению к центральной части, удобные широкие подъезды. Внутреннее обустройство вокзала было невероятно продумано: пассажирские залы делились на зоны, отделяя пассажиров первого и второго классов от третьего. Внутри также располагались и функциональные помещения: хранение багажа, аптека, телеграф, буфет и залы ожидания для публики.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

Общая длина вокзального здания составляла около 84 метров. Фундамент здания был выстроен из бута, а толщина наружных стен в два с половиной кирпича. Внешне вокзал был оформлен специальным кирпичом, а цокольная часть фасада тесаным камнем.

На торжествах по случаю открытия московского вокзала присутствовали главный инженер, станционный персонал, начальники железнодорожных служб и представители делового мира — будущие грузоотправители.

Интересный факт, что именно на Павелецкий вокзал Москвы 23 января 1924 года прибыл из Горок траурный поезд с телом В.И. Ленина. В память о событии с левой стороны вокзала устроили Павильон-музей, а привокзальная площадь носила имя первого руководителя Советского государства с 1941 по 1992 год.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

В начале 1980-х годов возникла необходимость реконструкции Павелецкого вокзала. Требования к проекту выдвигались жёсткие. Требовалось создать необходимые удобства для современных пассажиров и одновременно – сохранить силуэт здания и облик Павелецкой площади, привычный для жителей Москвы. Реконструкцию поручили тресту «Мострансстрой». Авторами нового проекта стали архитекторы А. Воронцов, А. Гурков и С. Кузнецов.

Обновлённый Павелецкий вокзал торжественно открыли 3 ноября 1987 года. Новое здание значительно превосходило по размерам первоначальный проект А.Ф. Красовского: объем сооружения вырос в шесть раз, что позволило увеличить пропускную способность вокзала в 4 раза, до 10 тысяч железнодорожных пассажиров в час.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

Текст © Алексей Горячев