Моя Москва Департамент образования и науки Москвы займется организацией летних досуговых площадок для детей Моя Москва 30 пешеходных и автобусных туров по городу можно будет посетить бесплатно Моя Москва Стенд АО «Мосинжпроект» награжден дипломом выставки «АРХ Москва» Моя Москва Назначен начальник Московской железной дороги Моя Москва Сергей Собянин объявил главную тему Московского урбанфорума 2019 Моя Москва На Юго-Востоке столицы отремонтируют более 2 км трамвайных путей Моя Москва Купол Центра художественной гимнастики украсило «звёздное небо» Моя Москва На Патриарших прудах неизвестные похитили "булгаковский" знак Моя Москва Пушкинский музей, в рамках акции "Ночь в музее" посетили более 3 тысяч человек Моя Москва Фестиваль искусств "Николин день" посетили более 735 тысяч человек Моя Москва В Хорошёво построили новый храм со сквером и фонтаном Моя Москва В среду Москву ожидает июльская погода Моя Москва На маршруте "Подольск" - "Царицыно" запустили поезда "Иволга" Моя Москва ЦОДД изменил режим работы ещё 34 светофоров Моя Москва В области построили и реконструировали дороги общей протяженностью более 111 километров
История московских гимназий

История московских гимназий

5 июля 2018, 17:15

Первые гимназии появились в Москве еще в XVIII веке, а в следующем столетии их были уже десятки – мужские и женские (тогда было раздельное обучение). Однако и в тех, и в других преподавателями были почти всегда только мужчины. Зачастую один и тот же преподаватель вел уроки как в мужской, так и в женской гимназии, чем нередко пользовались гимназисты и гимназистки, передавая в карманах или галошах таких учителей записки друг другу.

РУКОВОДИТЕЛИ ГИМНАЗИЙ

Руководил мужской гимназией директор, женской — начальница. У каждого класса был наставник или наставница. Преподавались в гимназиях арифметика, алгебра, география, различная история, древние и новые языки, чистописание, рисование, Закон Божий, русский язык и литература. Кстати, темы для сочинений не меняются уже больше ста лет. В гимназиях были те же «образы» Онегина, Катерины, «Луч света в темном царстве», существующие и поныне. В тетрадях при проверке работ было принято отмечать не только плохое, но и хорошее — удачное сравнение, хороший слог, вывод.

Бывшая усадьба Салтыковых на Суворовской площади в Москве. В XIX-начале XX веков — Екатерининский институт благородных девиц.  Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Если были сложности с дисциплиной, виновных выгоняли с уроков, делали записи в дневниках, вызывали родителей, оставляли без обеда после занятий, ставили к стенке во время уроков. Для того, чтобы с гимназистами и гимназистками легче было справиться, их нередко рассаживали следующим образом — на первые парты сажали тех, кто учился отлично, а на последние ряды или «камчатку» — двоечников.

ФОРМА ГИМНАЗИСТА

Гимназисты и гимназистки обязаны были ходить в форме и не имели права показываться на улицу без нее. Ученики мужских гимназий носили кителя и брюки темного цвета, а сверху — шинели, подпоясанные ремнем с пряжкой, на которую часто наносилось в сокращенном виде название гимназии. На голове у гимназистов должна была быть фуражка. Ученицы носили темные платья с наглухо застегнутым воротником.

Московский педагогический государственный университет на Малой Пироговской улице. С конца XIX века до 18-го года XX века здесь размещались Высшие женские курсы. Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Занятия в учебных заведениях начинались в девять часов утра и шли до двух или трех часов дня. На каждый день в каждом классе назначался дежурный, в обязанности которого входило читать молитву перед началом урока и в конце его, следить за порядком в классе, открывать и закрывать форточки, называть учителю фамилии отсутствующих на уроке. Входящих в класс учителей приветствовали вставанием. В каждом классе училось до 40 человек. Сами классные комнаты освещались керосиновыми лампами и отапливались печами, за которыми следил гимназический сторож. В воскресенье был выходной день. Кроме того, неучебными днями были все великие двунадесятые церковные праздники, дни тезоименитства царя и царицы и некоторые другие дни. Также, ученикам мусульманского и иудейского вероисповедания разрешалось не посещать занятия и в дни своих больших религиозных праздников.

Здание на Спартаковской улице в Москве, в котором в XIX-XX веках размещалась 2-я Московская гимназия. Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Принимали в гимназию по результатам вступительных экзаменов. Поступающие писали изложение (Лев Кассиль в своей известной книге “Кондуит и Швамбрания” приводит текст такого изложения: «Купи поросенка за грошш, посади его в рожж, будет он хорош». Нужно было правильно поставить мягкий знак), сдавали арифметику и читали на славянском небольшой фрагмент Священного Писания. После поступления в гимназию ученику выдавался гимназический билет, в котором, помимо основных сведений о владельце, содержались правила поведения гимназиста. Выпускники гимназий получали аттестат, в котором выставлялись итоговые оценки, а также отмечалось поведение воспитанника «в бытность свою в этом заведении». Нередко выпускники «за отличное поведение, прилежание и хорошие успехи» награждались похвальными листами, книгами, а те, кто заканчивал гимназию на «отлично», получали золотую медаль.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ

Гимназия была с изучением трёх иностранных языков (французский, немецкий и английский) и в старших классах назначались три языковых дня в неделю, когда гимназистки в стенах гимназии обязаны были везде (не только в классах, но и на переменах между собой) говорить только на том или ином иностранном языке. Провинившихся (говоривших по-русски) наказывали — вешали на шею на шнурке большой картонный красный язык, с которым виновная должна была ходить целый день.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей