В его чертах сохранились планировки древней Москвы, а о том, как выглядел город несколько веков назад, можно судить по немногочисленным сохранившимся с тех времен зданиям, одним из которых является Церковь Воскресения Христова в Кадашах.
Сама местность, получившая название Кадаши, впервые упоминается в завещании Ивана III. В нем было, в частности, указано некое поселение, носящее название Кадашевский Хамовный двор, занимавшийся производством тканных изделий. Название – Кадаши – перешло ему от прежней слободы бондарей, которые изготавливали кади.
Центром городской застройки этого района Замоскворечья является Церковь Воскресения в Кадашах, построенная в 1687 году на месте бывшего старого московского храма, упоминаемого еще в конце 15-го века в летописях: остальной город будто нарастал вокруг, слой за слоем, улица за улицей.
Первый облик храма не сохранился: его перестраивали в 1802-м, а затем в 1860-1863-м годах, после разорения французами (в храме военные устроили конюшни, иконостас разграбили, уникальные фрески, украшавшие церковь, практически полностью уничтожили). Уходя, храм подожгли, но огонь повредил только часть здания.
Храм восстанавливали долго, но в итоге он превратился в настоящее произведение искусства, над которым трудились царские живописцы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. Цельные колонны из дерева (внутри они были пустыми), представленные в виде плетения из виноградных листьев и кистей, были уникальной архитектурной деталью, позже повторяемой при строительстве других храмов.
При реставрации церкви особое внимание уделили колокольне (за стройность ее в народе позвали свечкой, как писали о том дореволюционные путеводители). Главный колокол был отлит в 750-м году Константином Слизовым (тем самым мастером, который создал знаменитый Успенский колокол).
С Кадашами связана и одна из наиболее интересных московских историй. Говорят, в 1830-х годах в столице появилось довольно странное выражение: «Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах». Разгадка была довольно проста: именно в этой местности располагался дом городского градоначальника Андрея Петровича Шестова. Являясь членом Комиссии для изыскания доходов Москвы и уменьшения ее расходов, он отличался удивительным для столичных чиновников того времени качеством: не воровал сам и не давал это делать другим. Впервые за многие годы в результате его правления в столичном бюджете был обнаружен профицит.
Храм в Кадашах был любимым местом москвичей вплоть до 1934-го года. Во время сталинских репрессий он был закрыт, в его помещениях разместились разного рода государственные учреждения, а колокола передали в Большой театр. Лишь в 1992-м году здание было передано обратно РПЦ, но регулярные службы в нем начались гораздо позже, в 2004-м году, после капитального ремонта и реставрации. В настоящее время на территории Церкви в Кадашах также действует подземный храм-усыпальница, в которой покоятся останки современников Юрия Долгорукова.
При храме открыт археологический музей «Кадашевская слобода».
Местонахождение: Москва, 2-й Кадашевский переулок, дом 7
Фото: Сергей Авдуевский