Этот образец классицизма принадлежал надворному советнику, попечителю Московского училища живописи, ваяния и зодчества И.Д. Лорис-Меликову. Известно, что дом был построен в 1840 годах. Для этой цели хозяин пригласил архитектора М.Д. Быковского, получившего образование в семье итальянских архитекторов Жилярди.
Соучеником Быковского был итальянец Константин Львович Минелли. На его сестре Эмилии, кстати, женился сам архитектор. В 1836 году Быковский стал директором Московского дворцового архитектурного училища, много работал и строил в Москве. Однако, в 1841 году жена Эмилия умерла при родах сына Константина. В память о ней Быковский возвел придел Св. Эмилии в Польском католическом храме Св. Петра и Павла. В перестроенном виде, он и сегодня находится в том же Милютинском переулке.
В это же время архитектор получает заказ на дом Лорис-Меликова. Красивый двухэтажный дом в духе позднего классицизма должен был стать достойным памяти любимой жены. Первый этаж декорирован рустом, который вкупе с почти квадратными окнами подчеркивает монументальность здания. Второй, парадный этаж, украшен высокими полуциркульными окнами. Их резные деревянные рамы, почти единственные такого рода, сохранившиеся в Москве.
Отметим, что главный фасад дома построен по распространенной в то время композиции с нейтральной центральной частью и акцентами по бокам. В данном случае это увенчанные аттиками ризалиты. Соблюдена здесь и иерархия этажей. Первый, где размещались жилые и подсобные помещения, освещается сравнительно небольшими, близкими по форме к квадрату окнами; второй, с высокими окнами, особенно наряден: каждый из рамочных наличников окон украшен лепным фризом и полочкой.
В 1872 году усадьба перешла к коммерции советнику Ивану Степановичу Ананову, который заново оформил вестибюль 1-го этажа и встроил новую парадную лестницу каслинского чугунного литья. В 1891 году, через три года после смерти отца, Софья Ивановна, вышедшая замуж за подданного Великобритании Я. Д. Экизлера, выкупает у сестер их доли наследства в этом особняке и становится его полновластной хозяйкой. Новая собственница в доме том не жила и до 1917 года сдавала его арендаторам: на двух этажах особняка располагались две просторные квартиры: из четырех и семи комнат с кухней и прихожей. Конюшня была приспособлена под склад. Советская власть усадьбу национализировала, в особняке были устроены коммуналки, при этом часть домовладения была выделена под Учетное общество взаимного кредита. Коммунальные квартиры, сменили конторские помещения, затем общежитие института. Дом разрушался, почти весь интерьер был уничтожен. В 1988 году дом был передан Всероссийскому фонду культуры, кропотливая научная реставрационная работа которого позволила возродить архитектуру и декор интерьеров. В 1990-е годы здание использовалось как ресторан, место для проведения свадебных мероприятий затем перешло в собственность Модного дома Натальи Нафталиевой…
Сегодня здание прибывает в мрачном состоянии: со стен осыпается штукатурка, роскошные залы, день за днем, утрачивают свой вид, а фасад дома окутали трещины и плесень… Стоит ли продолжать список из необратимой цепочки «падения света»? Достаточно фото. Такая история!