Аэровагон инженера Абаковского

Аэровагон инженера Абаковского

22 апреля 2022, 19:00

Летом 1921 года инженер-самоучка Валериан Иванович Абаковский представил в Москве своё «чудо техники» — железнодорожный аэровагон — моторную дрезину с пропеллером. Это событие обещало стать началом периода прорывных открытий в конструировании железнодорожного транспорта нового типа, но стало трагичной историей одного инженера.

Цель создания Абаковским причудливой конструкции, передвигающейся по рельсам, была проста — покрыть расстояние между отдалёнными городами России за максимально короткое время. Его транспорт намеревался составить конкуренцию гражданской авиации.

Фото: Валерий Абаковский / historical-facts.com

За основу идеи был взят проект самоходного вагона с авиационной силовой установкой Dringos за авторством Отто Штайница (Otto Steinitz). Изобретение наделало много шума и выглядело многообещающим. Главным преимуществом была высокая скорость передвижения, что позволяло сравнительно быстро преодолевать большие расстояния, свойственные обширной географии РСФСР.

Фото: Доктор Отто Штайниц, немецкий инженер, изобретатель и патентный поверенный (в центре фотографии, в светлом пальто) на разработанном им вагоне «Дрингос». 1920 год / Wikimedia Commons

Весной 1921 года рабочие приступили к строительству нового транспортного средства. По одним данным, его собирали в Тамбове, по другим — в Москве. Конструкция была максимально облегчена для достижения высокой скорости. В передней части кабины установили авиационный двигатель (модель и мощность неизвестны), который вращал деревянный двухлопастный винт диаметром три метра. По расчетам, такой агрегат мог разогнать аэровагон до 140 (!) км/ч, что было абсолютным техническим прорывом того времени.

К лету 1921 года начались первые испытания. К середине июля «самоходный вагон» преодолел более 3 000 км, показав высокие характеристики скорости. Пассажирскую кабину оборудовали для перевозки 25 человек. Комфортабельность оставляла желать лучшего, но все силы были брошены на завершение работ над техническими элементами.

Летом же 1921 года в РСФСР проходили сразу два масштабных события: III конгресс Коммунистического Интернационала и I конгресс Красного интернационала профсоюза, для участия в которых в Москву прибыли представители компартий из нескольких стран.

Фото: Последняя прижизненная фотография Федора Сергеева возле аэровагона Абаковского во время Третьего Конгресса Коминтерна и Первого Конгресса Профинтерна / Wikimedia Commons

Утром 24 июля интернациональная делегация коммунистов отправилась из Москвы в Тулу для встречи с местными шахтёрами. Поездка на скоростном «чудо-вагоне» под личным управлением В.И. Абаковского была хорошим поводом продемонстрировать иностранцам достижение инженерии РСФСР.

Вечером того же дня делегаты направились обратно в Москву. Недалеко от Серпухова аэровагон, ехавший со скоростью около 85 км/ч, сошел с рельсов. Сказалась неровность железнодорожного полотна и высокая скорость машины. Из 22 пассажиров, шестеро получили травмы разной степени тяжести, семеро (в их числе и конструктор В.И. Абаковский) погибли. Сам аэровагон восстановлению не подлежал.

Фото: Валерий Абаковский с товарищами / historical-facts.com

Все погибшие члены компартий были с почестями похоронены в братской могиле Некрополя у Кремлёвской стены. Дальнейшие разработки по усовершенствованию аэровагона не проводились, к проекту больше не возвращались.

Автор / Сергей Мельников

Обложка: Аэровагон Абаковского. 1921 год / Wikimedia Commons

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей