Племенной жеребец Грохот, удивительно похожий на актера Антонио Бандераса ))) Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
«От Грохота копыт пыль по полю летит» – в маленьком городке Ивановской области Гаврилов Посад детскую скороговорку переиначили на свой лад. Потому что Грохот – имя красавца жеребца Владимирской тяжеловозной породы. Оставшиеся 90 коней – небольшой, но все-таки табун! – гуляет он на лугах под Гавриловым Посадом.
Взрослый «владимирский тяжеловоз» в холке достигает 1 метра 70 сантиметров и веса до 700 килограммов. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
История породы идет из Англии. Привезенные в Гаврилов Посад в 1910 году первые племенные жеребцы разных «грузовых» пород местным кобылам понравились. Потомство их впрягалось в плуг, в тройку, служило артиллерийским тяглом. Но о том, что у нас в стране появилась и закрепилась некая новая, молодая порода, мы смогли заявить только в 1946 году. Тогда же ее и назвали – Владимирская тяжеловозная. Почему же Владимирская, а мне Ивановская – городок-то в Ивановской области? Просто в те годы город имел другое административное подчинение.
Табун на пастбище, 1970-й год. Фото из экспозиции народного музея города Гаврилова Посада
«Вопрос сегодняшнего дня – сохранение породы, открытие для нее хоть каких-то перспектив, – эмоционально говорит Екатерина Кондратьева, руководитель животноводческого комплекса при растениеводческом хозяйстве «Русь». Именно она с коллегами – зоотехником Натальей, ветеринаром Ольгой и оставшимися за кадром трудолюбивыми местными парнями отвечает за лошадей. Тем несказанно повезло: в хозяйстве, приютившем табун, полно кормов, а для выгула – луга до горизонта!
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Фото © Наталья Бутина / РХ «Родина», город Гаврилов Посад
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Современное здание гаврилово-посадского конного завода построено в XXVIII веке, при Екатерине Великой. Предыдущее здание завода (скорее – конюшни) было деревянным, ведь история разведения лошадей здесь берет начало со времен правления Ивана Грозного. Именно он создавал русскую регулярную армию – Стрелецкое войско, кавалерию, артиллерию. Армии постоянно нуждалась в лошадях – тысячах и тысячах голов. «Ну, какие при Иване Грозном были лошади – так, беспородные…» – отмечают современные гаврило-посадские коневоды. – «То ли дело наши!»
Зоотехник Наталья Бутина зовет племенных кобыл дочками. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Кони Владимирской тяжеловозной породы не только выносливые, но и очень красивые: в основном гнедые, с черными длиннющими хвостами, черными гривами с «волной» и пятью белыми отметинами – белым «разделом» на морде и белыми «гетрами» на ногах от копыта до скакательного сустава. Рост лошадок метр-семьдесят в холке – не слабо так! А по характеру лошади очень добрые, покладистые. Нам показалось – даже застенчивые.
Конезавод, где выводилась Владимирская тяжеловозная порода лошадей сегодня закрыт. Заводской табун разделили надвое: большая часть лошадей, около 250 – недалеко, под Юрьевом Польским, оставшиеся 90 – в Гавриловом посаде, на малой Родине.
С 1946 года, с момента регистрации породы Владимирская тяжеловозная, гнедую лошадку-флюгер на шпиле конезавода подкрашивают в точном соответствии с признаками породы: хвост и грива — черные, «гетры» на ногах — белые. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Здание старого конезавода ожидает глубокая реконструкция. После переделки, как обещают новые владельцы, часть его станет современным отелем с барами, ресторанами, а часть останется за конями – туристы любят на лошадках покататься. Развитие туризма пойдет на пользу городу: сегодня Гаврилов Посад, стоящий на маршруте «Золотого кольца», отношения к туризму не имеет вообще. В городе есть маленький музей, а привычной путешественникам инфраструктуры – ресторанов, гостиниц, сувенирных лавок – нет. Но местным есть, что показать гостям: тех же лошадок, например.
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Как добраться до Гаврилова Посада? Отдельные участки дорог, идущих в город, оставляют желать лучшего. Гоняйте с умом: шиномонтажа в округе нет )) Мы выехали из Суздаля через старинную Гаврило-посадскую заставу. Скорость на «16 дюймах» с покрышками полного профиля – под 100 км, даже по «заплаткам». До поворота на Гаврилов Посад долетели минут за 20. Однако, нас постоянно обгоняли и обгоняли местные. И точно: «какой русский не любит быстрой езды!»
Фото и текст Андрей Гореловский / Москва меняется