«Музей «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» является неповторимым образцом среднепоместной дворянской усадьбы XIX века. Старинное имение расположено в 50 км от Москвы по Ярославской железной дороге… – читаем мы на сайте музея. Но мы поехали в Мураново на автомобиле…
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Удивительный барский дом в Муранове построен в 1842 году по проекту первого владельца усадьбы поэта Евгения Баратынского. Друг Пушкина, Баратынский не был архитектором, но слыл многогранно талантливым человеком. Производящий впечатление кирпичного, его дом, на самом деле, целиком деревянный. Баратынский много путешествовал и очередное поэтическое впечатление об Италии закрепил в архитектуре своего дома сторожевыми «каменными» башнями. Последующие хозяева Муранова не захотели этот стиль менять.
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Усадьбе Мураново присущи и аристократизм, и роскошь, и, при этом, какой-то наивный романтизм, а порой и показное фрондерство молодой, просвещенной русской интеллигенции XVIII – XIХ веков.
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Парадные портреты знатных петровских вельмож, цесаревича Павла, Екатерины Великой соседствуют с запрещенным цензурой, изъятым из всех усадеб – но не из Мураново! – портретом Императора Константина Первого. Скажете, не было в России такого! И правильно, Константин Павлович отказался короноваться на русский престол – дело было во время восстания декабристов в 1825 году. Вместо него короновался сын Александра Первого – Николай Первый. А портрет Константина отпечатать уже успели… И теперь он – большая редкость: говорят даже, один такой.
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Экскурсия ведет по залам музея-усадьбы. Чудесная мебель, фарфор, напольные часы екатерининских времен, наборный паркет, замечательные виды из окон: на север – в парк, на липовую аллею, на юг – на воспетые поэтом усадебные просторы:
Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут:
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встает гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит…
(
Евгений Баратынский)
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Усадьба Мураново неспроста носит и своё второе название – «Дом поэтов». Самым первым владельцем этой усадьбы была Екатерина Энгельгардт, жена отставного генерал-майора, и по совместительству автора-мемуариста времен русских царей от Павла Первого до Александра Первого. У него были две дочери, которые вышли замуж за представителей литературной среды: литератора Николая Путяту и поэта Евгения Баратынского.
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
В гостеприимное имение приезжали на отдых Аксаковы, Гоголь, Одоевский. Здесь поселилась семья Тютчевых. В залах усадьбы – картины кисти Кипренского, Рокотова, Саврасова, Тропинина, Айвазовского. Здесь же хранятся рукописи и ценные вещи Федора Ивановича Тютчева. Собственно говоря, именно потомки великого поэта и создали литературно-мемориальный музей в усадьбе Мураново.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию надо только верить.
(Федор Тютчев)
Мураново с его уникальными интерьерами и предметами искусства относительно легко пережило революционный 1917-й год и не было разорено в Гражданскую войну. Причиной тому – решение молодого Советского правительства создать здесь один из первых в стране Государственных музеев. С поддержкой Ленина (тот был большим поклонником поэзии Федора Тютчева) усадьба превратилась из «дворянского гнезда» в показательный, понятный рабочим и крестьянам образ сельской жизни гениев русской поэзии. И, не случайно, первым директором советского музея-усадьбы «Мураново» стал потомок рода Тютчевых – искусствовед Николай Иванович Тютчев.
У портрета первого директора «Мураново» Николая Ивановича Тютчева. Эскурсию проводит научный сотрудник Владимир Подоплелов. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
В ранние советские времена в музее случился казус: посетитель-гегемон забрал в качестве сувенира золотые каминные часы с конями. Каково же было его разочарование, когда, отломав ногу коню, злоумышленник понял, что фигура не из золота, а из дерева… Этот случай попал в московские газеты, и – видимо! – стал основой смешного эпизода с гирями в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова: «Пилите, Шура: они золотые…»
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Что представляет Мураново сегодня? Чем оно привлекательно, как объект «культурного туризма»? Мы попытались узнать больше, чем нам рассказывает музейный сайт. Прямо в залах музея мы встретили современных потомков рода Тютчевых: представителей старшего поколения – супругов Ивана Николаевича и Марину Леонидовну Пигарёвых (они живут прямо здесь, во флигеле усадьбы Мураново), а также с их внуками – Анастасией, Иваном и Федором Ивановичем (он самый младший, ему 3,5 года). Нам их представил отец, Иван Иванович Пигарёв – современный деловой человек, занятый неподалеку от Муранова развитием своего фермерского хозяйства.
Молодое поколение рода Тютчевых — семья Пигарёвых: Федор Иванович (самый младший), папа Иван, дети Иван и Анастасия (слева направо). Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Поездка в Мураново – замечательное автопутешествие выходного дня. Журналисты информационного портала «Москва меняется» выехали из Москвы пораньше, чтобы вернуться уже к обеду и чтоб не попасть на обратном пути в поток дачников, возвращающихся в столицу по Ярославке.
Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется
Что мы посоветуем автомобилистам: после поворота с Ярославки не гнать по извилистому участку шоссе в районе станции Ашукинская. Здесь, в поселке идет своя неспешная, провинциальная жизнь, и местные жители – а с ними и кошки, и собаки – привыкли переходить дорогу там, где им удобно. И еще: свернув с дороги в деревню Мураново, не пытать навигатор, чтобы подъехать прямо к воротам усадьбы. Поездка за город в музей – не поход в супермаркет: 200 метров пешей прогулки по деревне оставят у горожанина приятное впечатление.
Текст и фото © Андрей Гореловский / Москва меняется