Жизнь с детьми: Список дел

Автор книги «Приемная мама: Как я себе это представляла и как все оказалось на самом деле» Яна Соколова — о буднях и праздниках материнства, о воспитании трех кровных и четырех приемных детей, о том, как оставаться оптимистичной в самых непредсказуемых ситуациях и стараться радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Мой старший сын Лёва всегда пишет списки дел. Даже не пишет, а рисует — у него там ещё и картинки какие-то, и всё разными цветами, и непременно на альбомной бумаге, прям не список, а произведение искусства. Мои списки дел выглядят куда легкомысленнее.

Младшим детям очень нравятся Лёвины списки. Если такой список попадается им на глаза, дети долго его разглядывают и обсуждают, уточняя у Лёвы, что значат все эти пункты. Лёва работает учителем, вдобавок он сам учится, а ещё и всякие служебные тексты пишет, ну и домашние обязанности никто не отменял — пунктов в его списке очень много, он всем что-то должен и старается ничего не упустить.

Лёху периодически охватывает желание стать таким же большим и важным, как Лёва, и на его волне он решил, что ему тоже нужен список дел.

— Но мой список будет лучше, — говорит. — У Лёвы там всё разное, а я составлю себе такой список, чтобы его можно было использовать каждый день.

— Круто! — отвечаю.

Первым делом Лёха написал «сон». Потом — «еда». Потом — «прогулка». У Лёвы таких пунктов не было.

— Что это за дела такие? — говорю.

— А что, по-твоему, мне не надо есть и спать? — спросил Лёха.

— Надо, конечно, но ты бы, наверное, и без списка справился?

— Не факт.

Ещё он дописал в список «друзья».

— Потому что мне нужно с ними общаться, — объяснил он.

И «игра».

— Какая именно игра? — спросила я.

— Любая! Могу один играть, могу с кем-то.

— А! Я думала, ты игру на трубе имеешь в виду.

Насупившись, Лёха подписал ещё одно дело: «труба». И ещё одно: «спорт».

— Это ты про свою секцию?

— Необязательно, — ответил Лёха. — Просто что-то спортивное.

— Тогда и секцию запиши!

— Но она же не каждый день!

— Ничего, тогда будут пропуски.

Лёха неохотно добавил в список «секцию». И «школу». А также «автобус».

— Это что значит?

—То, что я еду в школу на автобусе!

— Но зачем его сюда добавлять?

— Мама, а какие, по-твоему, у меня должны быть дела? — недоуменно спросил Лёха.

— Уроки сделать! Помыть посуду, почитать книгу, убраться в комнате, собрать рюкзак, заранее выбрать вещи, которые ты завтра наденешь, отнести грязное в стирку.

— Тоска, — мрачно сказал Лёха. — Я назову всё это «мама».

— Почему «мама»?

— Ну типа то, что ты хочешь, чтоб я делал.

Лёха написал «МАМА» большими буквами. А маленькими добавил «планшет».

— Это то, что ты сам хочешь делать? — спрашиваю.

Лёха кивнул. И добавил ещё несколько строчек «еды».

— Я же не один раз ем, — пояснил он.

— Лёша, но если просто отмечать всё, что ты делаешь, то надо и выползание из кровати записать, и поиски носков, и посещение туалета.

Лёха добавил «кровать», «носки» и «туалет».

— Ну, эээ… это была ирония, — пояснила я.

— Нормально! — ответил Лёха. — Всё равно как-то мало пунктов получается. Меньше, чем у Лёвы.

— Может, добавишь прогулки с собакой?

Лёха написал «собака». И «рисование».

— Я как-то мало рисую, — говорит. — Надо больше рисовать. Меня вообще-то хвалят на рисовании.

— О, ну здорово!

Лёха довольно засопел и подписал «чтение».

— А то ты мне не будешь давать планшет, — говорит.

— Разумно! — поддержала я.

— Но всё же в моем списке чего-то не хватает. Какой-то он скучный.

— Уроков! Ну как без уроков-то?

— Уроки — это пункт «МАМА».

— Вовсе нет! Тебе же их в школе задают. При чём тут я.

Лёха вздохнул и добавил «уроки». Подсластив их пунктом «конфеты».

— Ну всё, — говорит. — А то ты мне сейчас ещё какую-нибудь гадость сюда засунешь. Типа посуды с уборкой.

Лёха удовлетворенно оглядел свой список, взял новую тетрадку и принялся его там дублировать. Это занятие так его увлекло, что я даже потеряла Лёху из вида: он устроился с тетрадкой где-то в уголке и переписывал, переписывал, переписывал. Мы с Сеней тем временем сходили в магазин, купили там картошки, запекли её в духовке. А Лёха всё писал.

Когда я увидела его в следующий раз, он уже не писал, а черкал.

— А что ты делаешь? — спрашиваю.

— Зачёркиваю то, что я сделал! — отвечает. Он решил задним числом проанализировать неделю-другую и как раз приступал к сегодняшнему дню.

— Сегодня я уж точно со всем справился! — говорит. — «Сон» был, «еда» была, «прогулка» была, я как раз с собакой выходил, можно её тоже вычеркнуть. «Друзья» — видел в школе, «кровать», «носки», «туалет» — вообще идеально. Рисовать — рисовал, читать — читал…

— А что ты рисовал? — спросила я.

— Этот список!

— А читал?

— Этот список!

— Хм. Как насчет пункта «МАМА»?

— Это была прогулка с собакой. Сам бы я не пошёл, это ты меня заставила. «Спорт» — это тоже прогулка с собакой. В школу на автобусе ездил, вычеркиваем. На секцию не ходил, но у нас сегодня не было занятий. Кажется, только «труба» осталась! А потом можно взять планшет, да? Это заодно будет «игра»!

— Лёша, так а как же уроки?

— Ну не, я уже устал.

— Но надо хоть что-то сделать!

— Я же трудился, пока всё это писал! Можно считать, что это как раз уроки.

— Лёша, но тебе никто не задавал всё это писать. Тебе что-то совсем другое задавали.

— Ну что ты придираешься! В конце концов уроки — это всего один пункт. А у меня тут вон сколько пунктов! И я сделал всё остальное!

Автор: Яна Соколова

Обложка: © Яся Соколова