Жизнь с детьми: Если бы

Автор книги «Приемная мама: Как я себе это представляла и как все оказалось на самом деле» Яна Соколова — о буднях и праздниках материнства, о воспитании трех кровных и четырех приемных детей, о том, как оставаться оптимистичной в самых непредсказуемых ситуациях и стараться радоваться жизни во всех ее проявлениях.

В школе Лёха так спешил на урок, что с разбега врезался в стену. И у него распухла рука. Точнее — большой палец на руке.

Палец болел, мы пошли в травмпункт. Там сделали рентген — доктор долго его рассматривал, сказал, что видит трещину. Лёхе наложили гипс, и мы вернулись домой.

Дома Лёха заскучал. Так бы он сразу же сбежал гулять — но бегать с гипсом вроде как неудобно. Поэтому он стал виться вокруг меня.

Я резала капусту для борща, Лёху посадила рядом читать книжку. Выбрала ему какую-то бойкую историю Пивоваровой. Читать Лёха не любит, книжку он постоянно откладывал. И говорил:

— Вот если б не гипс — я бы тоже резал капусту!

— Ты никогда не режешь никакую капусту, Лёша, — отвечала я.

— Но если б не гипс, я бы сейчас точно тебе помог.

— Возможно.

— А ещё я бы подмел!

— Возможно.

— И выкинул бы мусор!

— Лёша, да не то что гипс так уж мешает тебе выкинуть мусор, — говорю.

— Ну нет! С гипсом неудобно. Вот если б не гипс!

— Если б не гипс, мне бы точно не удалось заставить тебя читать, — говорю. Я тем временем закончила с капустой и принялась тушить морковь с луком.

— Неправда! Я, между прочим, летом целую «Матильду» прочел.

— Не сомневайся, этот подвиг уже вошёл в историю, — говорю.

— Это не я сомневаюсь. Это ты сомневаешься. А зря! Если б не гипс, я бы и сейчас лучше читал.

— Почему?

— Потому что гипс меня отвлекает!

— Лёша, — говорю, — гипс тебе вообще-то только сегодня наложили. Но я не помню, чтобы ты вчера что-то читал или убирал.

— Вчера, — отвечает, — у меня времени не было. А теперь времени сколько угодно.

Он всё же открыл книжку и одолел главу. Не слишком большую. Тут и борщ уже сварился. Пора было браться за уроки, и Лёха снова сказал:

— Если б не гипс, я бы сейчас так круто сделал русский! Но писать мне теперь трудно.

— Ты можешь сделать русский в уме.

— Это как?

— Посмотреть на задание и подумать.

— Ну нет, что там думать, там писать надо.

— Подумать, — говорю, — всегда полезно.

— А смысл? Я потом всё равно не смогу вспомнить, что я там подумал. Если не запишу.

— Попробуй тогда другой рукой писать!

— Пока я научусь, у меня уже та заживет! — возразил Лёха.

Такая же история случилась и с математикой.

— Если б не гипс, я бы, конечно, всё решил!

— Вот и решай!

— Как ты себе это представляешь? Я что, в уме буду складывать все эти числа?

— Лёша, — говорю, — сложить числа не так уж трудно. Труднее разобраться, что и зачем надо складывать.

— Это тебе труднее, — отвечает. — А я другой человек. Я бы всё быстро решил, если б не рука.

Про игру на трубе тут же выросла отдельная легенда.

— Как круто я трубил, пока не было гипса! — воскликнул Лёха.

— Да? — заинтригованно спросила я.

— Тебе что, не нравилось? — обиженно спросил Лёха.

— Очень даже нравилось. Просто ты трубил крайне редко и совсем чуть-чуть.

— Я бы теперь больше трубил. Но придется долго ждать, пока всё заживет.

— Вообще-то ты можешь и сейчас клапаны понажимать. Чтобы не забыть свои пьесы.

— Меня это только запутает. Я же привык держать трубу вот так. А если я не могу ее вот так держать, то не буду даже браться.

— А когда ты планируешь за неё взяться?

— Когда всё заживёт!

На время «когда всё заживет» перенеслись совершенно все планы. Как заживёт — так заживём! А пока не жизнь, а так, унылое прозябание. Что ни предложишь — всё слишком сложно. Играть в планшет и обедать Лёха готов, а остальное прям никак.

— Может, — говорю, — ты хотя бы рубашку поменяешь? Как-то она изгваздалась в этом гипсе.

— Зачем же мне её менять? — отвечает. — Новая тоже испачкается, а с гипсом трудно засовывать руку в рукав. Я лучше потом.

— А как насчет порядка на твоей кровати? Там столько всего навалено! Может, разложишь все эти вещи по местам?

Лёха издал протяжный стон.

— Мама! Да почему я должен что-то делать?! Ты же видишь, что у меня гипс!

— Лёша, — говорю, — ты повредил один палец. А послушать тебя — ты при смерти. Раньше мог всё — а теперь ничего не можешь.

— Но так и есть!

— Вовсе нет! Раньше ты всё время где-то гулял! Вот это у тебя действительно круто получалось. А больше ты ничего толком не делал.

— Если я чего-то не делал — это ж не значит, что я не мог! Я мог! Просто не делал. А теперь я действительно не могу.

— А в чём разница? Что так не мог – что эдак не можешь.

— Ну а чего ты тогда от меня хочешь, если никакой разницы нет? — резонно заметил Лёха.

— Какой-то честности. К чему эти рассуждения про то, как бы ты классно учился и убирался, если б не гипс?

— А мне честно так кажется!

— По мне, как раз сейчас появился шанс, что ты хотя бы учебники откроешь. Впервые в этом году. Потому что ты дома.

— Ты что, рада, что я пострадал?! — возмущённо спросил Лёха.

— Что пострадал — это плохо! А что откроешь учебники — хорошо!

— Знаешь, мама, — отвечает мрачно, — если б не гипс, я бы сейчас дико разозлился! Порвал бы все эти дурацкие учебники тебе назло — и всё.

— Вот-вот.

— Ну ладно. Чего там надо, какой учебник. Если б не гипс, я б не стал. Но раз уж так вышло — тащи!

Автор: Яна Соколова

Обложка: © Лев Соколов