Со скоростью Моцарта

16+

В Государственном Академическом театре им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Амадей» в постановке Анатолия Шульева по пьесе Сергея Плотова. Это длинное предложение было необходимой официальной частью. Перейдем к сути.

Все мы знаем историю отношений Моцарта и Сальери, описанную А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». На этом основаны общие представления о двух композиторах, анекдоты, поучительные байки, да и сам образ эпохи расцвета классической музыки. Многие даже знают, что историю эту Пушкин выдумал, и Сальери Моцарта не травил. По крайней мере, никаких доказательств этому нет. Спектакль примерно об этом, но и о многом другом.

Антонио Сальери в исполнении Алексея Гуськова рассказывает историю от первого лица — от лица умирающего композитора. В юности он заключил контракт с Богом. Вернее, он думал, что заключил. Он дал обет прожить всю жизнь в благочестии, помогать бедным, не распутствовать, посвятить себя искусству — а взамен получить вечную славу. Не очень понятно, как сочетаются благочестие и тщеславие, но человек ведь вообще устроен и логично, и парадоксально одновременно. И вот Сальери добивается всего — должности императорского капельмейстера при дворе Иосифа II, но тут появляется этот выскочка Моцарт и становится всеобщим любимцем. Но не это заставляет страдать Сальери, страдать его заставляет собственное понимание того, что Моцарт — лучший композитор в истории, лучший по сравнению с ним самим.

В реальности такого противостояния не было. Сальери был гораздо известнее и, можно даже сказать, популярнее Моцарта. Кратно богаче и, в общем, счастливей. По некоторой никем не подтвержденной легенде, перед своей смертью Сальери сам распустил слух о том, что это он отравил Моцарта. Реальный же Моцарт умер от почечной недостаточности и ревматоидной лихорадки.

Спектакль «Амадей» построен не только на противостоянии двух героев, но и на колебании их центробежных и центростремительных сил. Образы композиторов то бегут друг к другу, то каждый бежит в своем направлении. Моцарт скачет, как ребенок, постепенно делая свою жизнь хуже, приближая черту нищеты и смерти. А Сальери разочаровывается в данном Богу обещании, но не потому что не получил гениальности и вечной славы, а потому что упустил земные удовольствия. Мы видим, что подавленная сексуальность оборачивается старческой похотью.

Спектакль выдержан в духе классического русского театра. Реалистичные декорации — реалистичные не потому что «ой, как настоящие» — а потому что отражают то, что изображают. Комната — это комната, дверь — это дверь, стол — это стол. Думаю, мысль понятна. Прекрасная музыка Моцарта — тут и пояснять нечего. Очень крепкая и выразительная игра актеров. Как писал один поэт: «Классический стиль победит как школа».

Вот вахтанговская школа явно победила. Неважно кого, важно, что победила. Классическая актерская школа — с внятной поставленной речью, с подвижной пластикой, с фактурой, с заряженным смехом.

Да, пластика — одна из основных отличительных черт этого спектакля. Моцарт в исполнении Виктора Добронравова танцует нижний брейк под собственные произведения. Да и Алексей Гуськов изображает игру на клавесине как исключительно изобретательно поставленный танец. Каролина Койцан, играющая ученицу Сальери, носится по сцене с какой-то необычайной скоростью и лёгкостью. Динамика спектакля не падает ни на секунду, у зрителя нет свободного времени, чтобы смотреть в телефон. В спектакле есть и император, и масон, и грубоватый гофмейстер, и даже персонажи, которых ожидаемо зовут Диез и Бемоль. И, удивительное дело, каждая роль удалась, на всех приятно посмотреть, всех приятно послушать.

А в основе всего этого философский, но какой-то лёгкий, понятный текст. Без излишней глубины и зауми. Получается спектакль, который публике ясен.

Одна просьба: расширьте буфет, а то очереди большие.

Автор: Дмитрий Самойлов

Обложка: Яна Овчинникова / Театр им. Евг. Вахтангова