На этой неделе, прямо скажем, в четверг состоялся юбилей главного драматического театра нашей репертуарной (а такого количества репертуарных театров, как в России, нет нигде) страны — МХТ.
125 лет Московскому Художественному театру. Это сравнительно немного, — перед началом спектакля из динамиков прозвучал голос Константина Хабенского. Он упомянул старейшие театры России — Большой, Малый, и, конечно, Волковский театр в Ярославле.
К юбилею поставили целый спектакль с понятным названием «9 ряд. 10, 11 место». Это места на которых традиционно и пожизненно сидели основатели МХТ — Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. О спектакле расскажу позже. Сейчас поговорим о мероприятии в светском смысле.
В портретном фойе МХТ наливали шампанское без меры. Вокруг прохаживались актеры, которых я, каюсь, не узнавал. Впрочем, они меня тоже. Статным образом, выделялся автор Александр Цыпкин. Как он попал на юбилей МХТ, зачем, и какое отношение он имеет к театру? Загадочно и нелепо.
Спектакль задержали на 40 минут, видимо, потому что ждали появления Константина Львовича Эрнста. Он влетел во двор театра — я наблюдал, я там курил — на чёрном БМВ и как-то очень эффектно вышел из задней двери, подхватив свой чёрный макинтош.
Хотелось бы упомянуть, что к началу мероприятия было необходимо прийти в 18:00, спектакль должен был начаться в 19:00, начался в 19:40 и длился 4 часа. По нынешним меркам, это серьезное испытание для зрителя. Особенно, для зрителя вроде меня, который обычно встает в 6:30 утра.
Спектакль был посвящен разным эпохам существования Московского Художественного театра. Это был набор комедийно-трагических скетчей, объединенных несколькими сквозными линиями.
Две немолодые и очевидно одинокие билетерши сначала рассуждают о важности «программки», о том, что это основа театра. Понятная отсылка — театр начинается с вешалки, а зритель начинается с программки. Потом они хоронят кошку.
Двое влюбленных то встречаются, то расстаются. Расстаются, потому что мужчину забирают то на фронт, то в лагерь. Мужчина поднимает свою возлюбленную на плечи, и мы видим, что это прямая цитата картин Марка Шагала «Над городом», «Прогулка», «День рождения». Какое отношение Шагал, Витебск и живопись имеют к МХТ, понять сложно. Все это происходит на знаменитых креслах МХТ, сцена отражает зал, зритель видит себя только по ту сторону четвертой стены.
Поражает Станислав Андреевич Любшин, играющий пожилого и неудачливого любовника. Как человек может так двигаться, так говорить, так пребывать внутри сценического пространства в 90 лет? Стоило идти просто для того, чтобы увидеть этот феномен русской культуры на сцене.
Константин Хабенский играет простого монтировщика. Впрочем, не простого, а опытного, может быть, даже завцехом. Он ходит по планшету сцены, забивает и выдергивает гвозди, командует, когда опускать декорацию, когда поднимать, когда разбирать. Отмечу, что Хабенский — артист удивительной органичности, за 20 лет он развился от приятной для старших школьниц картинки до артиста, который может играть всех. Монтировщик он весьма убедительный. Его главная черта — он ест большую шаурму. Так возникает следующий эпизод — сомневающийся режиссер хочет поговорить с «простым народом», которого видит в этом самом монтировщике. Это поставлено и сыграно изумительно. Все, кто когда-нибудь имел дело с режиссерами, сразу увидят что-то знакомое. Исполняющий роль экзальтированного театрального режиссера Игорь Хрипунов кричит и бьется в конвульсиях, заводя сам себя, не имея на это никаких внешних причин. А потом заказывает шаурму, чтобы через этот опыт понять, как же живут люди вокруг него. Шаурму привозит блистательный Армэн Арушанян — человек отыгрывает каждую секунду своего присутствия на сцене. Пожалуй, лучший скетч во всём спектакле.
Из грустного. Не удались эпизоды, в которых появляются Станиславский и Немирович-Данченко. Хотя, казалось бы, именно они должны быть смыслообразующими по такому-то поводу. Да, и еще — всё это можно бы было уложить часа в полтора.
Но это не страшно, это всё было оправдано какой-то приятной и торжественной атмосферой, в которой еще и шампанское подавали. Хороший пир посреди Москвы.
Автор: Дмитрий Самойлов
Обложка: © Александра Торгушникова / Московский Художественный театр имени А. П. Чехова