Новость о том, что у нас на полгода закроют станцию метро «Кантемировская», точно не была ни ожидаемой, ни хоть сколько-то приятной. Если спросить любого горожанина, что в Москве есть подавляюще-отталкивающего, думаю, слово «расстояния» будет где-то в топе. Москва потрясающая, красивая и любимая, но, скажем прямо, километраж в городе и количество времени на дорогу в день ранят обывательские сердца посильнее цен на ЖКУ.
Я прожила на Кантемировской полжизни, здесь находится наша семейная квартира, где жили сначала бабушка с дедушкой, потом мы с родителями, теперь осталась только я. У нашего района до сих пор атмосфера душевного советского «спальника». Но это если не знать о некоторых транспортных проблемах, сформированных ошибками или недочетами в стратегии проектирования еще в СССР.
Иногда возникает справедливое впечатление, что раньше люди больше старались и при строительстве «думали на века». Но, к сожалению, это не так. Отсюда в прямом смысле вытекающая проблема участка «Каширская» – «Орехово» нашей Замоскворецкой линии метро.
«Каширская», «Кантемировская», «Царицыно», «Орехово» были открыты 30 декабря 1984 года, после чего их сразу закрыли. Буквально сразу: на следующий день. Между «Царицыно» и «Орехово» из-за затопления просели пути. Сочетание множества прудов в окрестностях и нарушений в технологии строительства оказалось роковым. Авральный ремонт, снова открытие через месяц, но проблемы, как выяснилось, никуда не делись. Просто куда-то делся СССР, а в 1990-е годы большинству было не до проблем размытия перегона «Кантемировская» – «Царицыно». Вода точит камень медленно, но верно, и в начале нулевых начались прорывы. Тогда я уже регулярно ездила сначала в школу, потом в университет, но какие-то задержки и медленное движение по ветке не сильно мешают жить, когда тебе 16–18 лет. Более того, я даже не знала, что работы по постоянному укреплению нашего перегона с переменным успехом шли аж до 2014 года. Работу метро при этом не останавливали. В середине октября в городских телеграм-каналах появились «молнии» о закрытии на полгода моей станции и четырех соседних. И в этот момент я почувствовала себя героем мемов «а что случилось» и «нормально же сидели». И ведь действительно, мы с комфортом ехали на метро 20 минут, которые занимала дорога до центра. А теперь надо выяснять, какими окольными путями добираться до Садового кольца, учитывая, что в нашем районе, опять-таки благодаря советскому проектированию, есть проблемы со свободными дорогами.
Внутренний «дзен» пришел, когда администрация города начала активно оповещать жителей о перекрытии зеленой ветки. Информационный департамент столицы выдал массу материалов в различных СМИ, разъясняющих проблему, даже прислал на электронную почту письмо с максимально понятной инфографикой и объяснениями, как именно для нас спланированы объездные маршруты, на каких участках возможны перегрузки в часы пик и так далее. Более того, стало совершенно очевидно, что решение о закрытии метро было разумным и необходимым, потому что проблема с затоплениями — это не шутки, и в какой-то момент прорыв воды может привести не просто к сломанным путям, а к более серьезным последствиям. Вот жителям Петербурга не надо объяснять, почему наводнение в метро — это страшно. Город отлично помнит 1974 год.
В общем, я ждала первого дня своего выезда на работу, чтобы наконец лично протестировать, как будет работать моя новая временная система поездок. Заранее выбрала и спланировала свой маршрут, хотя до последнего было непонятно, сколько времени займет путь до МЦД Царицыно, ожидание электрички, влезу ли я в поезд. Одним словом, каждый из этапов нового маршрута вызывал вопросы и невроз.
Реальность внезапно оказалась мягче, чем представления о ней. Автобусная остановка от метро «Кантемировская», автобус КМ1 до станции «Царицыно», затем одноименная станция МЦД, электричка до Курского вокзала и далее везде. Автобусы действительно ходят даже не каждую минуту, а просто сменяя друг друга. Я ездила и утром, и днем, и вечером. И пока мне ни разу не пришлось ждать транспорт на холоде. Автобусы бесплатные. Из-за такого количества маршрутов людей в них всегда немного, и часто можно спокойно сесть. Проезды по Пролетарскому проспекту и Луганской улице для личного автотранспорта ограничены настолько, что пробок нет! Еще из приятного — бесплатный чай, как компенсация неудобств при поездках в зимнее время. Надеюсь, что пиарщик, который это придумал, получит новогоднюю премию.
Итоги. Да, это неудобная ситуация; да, увеличить себе траты на дорогу в один конец на 45 минут неприятно, но все же необходимость этого вызвана не строительными амбициями или желанием сделать кому-то хуже, а вполне реальной заботой о человеческих жизнях. Логистика продуманная и четкая, количество задействованного транспорта поражает, информирование граждан, чтобы можно было выбрать удобный для себя маршрут, на высоте, «комплимент от заведения» в виде чая — приятный человечный бонус. Единственное, что можно было бы сделать столичному руководству чуть по-другому, это заранее информировать и разъяснять москвичам о предстоящих изменениях, ведь ярость и первоначальный шок у всех был от резкости принятого решения. В остальном эта, без преувеличения, труднейшая ситуация разрешена максимально достойно. Помнится, в 2005 году в московском метро убрали все таблички «Выхода нет», заменив на «Прохода нет». Так что прохода нет, а выход-то всегда рядом.
Автор: Лена Грачева
Обложка: © Лена Грачева
Этот и другие материалы читайте в газете «Московская перспектива»