Джазовые музыканты собираются в переоборудованном складе мецената и меломана Рода Хэмилтона (молодой Ричард Аттенборо, иногда очень похожий на Евгения Стычкина). Все хотят поиграть, выпить и пообщаться, но главная их цель – поздравить с годовщиной свадьбы чернокожего музыканта Аурелиаса Рекса (Пол Харрис) и его белую супругу-певицу Делию (Марти Стивенс), которая оставила карьеру ради семейной жизни. Амбициозный и коварный ударник Джонни Казен (Патрик МакГуэн) во что бы то ни стало хочет вернуть ее к микрофону, причем в собственный джаз-бэнд. Для этого Джонни готов на всё, тем более что он соврал влиятельному продюсеру, что она согласна.
Если признания в любви на Делию не действуют и вызывают только отторжение, остаются маккиавелиевские интриги. Например, можно внушить Рексу, что Делия изменяет ему с саксофонистом, менеджером группы и её старым другом Кэссом (Кит Митчелл), которого довольно быстро развозит от травки. Этим стоит воспользоваться и сделать первый шаг к разрушению чужого брака.
«Всю ночь напролет» (1962) — не только вольная экранизация трагедии «Отелло» со счастливым концом, но и замечательный джазовый фильм-концерт, где на сцене импровизируют легендарные Чарльз Мингус на контрабасе и Дэйв Брубек на пианино (кстати, это единственное появление обоих в кино). Бэзил Дирден, всерьез заявивший о себе в блестящем хоррор-альманахе «Глубокой ночью» 45-го года, на тот момент уже снял революционные по социальному посылу детективные драмы, антирасистский «Сапфир» (1959) и антигомофобскую «Жертву» (1961). «Вся ночь напролет» не касается острых тем (если не считать смешанного брака) и при этом не дает оторваться от экрана.
Прежде всего Дирден, умело используя единство места, демонстрирует прекрасное понимание пространства и умело расставляет актеров в нужные места как шахматные фигуры на доске. Оператор «Грязной дюжины» Эдвард Скейф непринужденно скользит камерой между посетителями вечеринки, улавливает мимолетные реакции и выражения лиц и дает крупные планы играющих джазменов. Из-за естественности происходящего кажется, что это тоже своего рода джазовая импровизация, и в этом и кроется мастерство режиссуры — сложное кажется легким.
Это же касается и актеров — все, что называется, живут в кадре, а МакГуэн в роли шекспировского Яго, которому еще и пришлось научиться играть на ударных, вообще выше всяких похвал. Разве что сцена, где забалдевший от травы Кэсс хамит важному продюсеру, смотрится несколько комично, но кто знает, что коварный Казен на самом деле подсунул ему под видом сигареты? Известно ведь, что джазовые музыканты увлекались наркотиками посерьезней.
И еще одна важная деталь — в фильме есть сцена манипуляции с записью на магнитную пленку и изготовления фейка для разжигания ревности Отелло-Рекса. Получается, Дирден не только обогнал и «Разговор» Копполы, и тем более «Прокол» Де Пальмы, но и убедительно доказал, что не всегда стоит верить своим ушам. Не врет только музыка.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © The Rank Organisation Film Productions Ltd.