Евгении Шевелёвой (Ирина Купченко) 33 года. Она работает юрисконсультом, хотя мечтала стать адвокатом, растит сына (юный Валерий Тодоровский, будущий режиссер «Стиляг») и не слишком счастлива в браке с мужем, солидным работником торгпредства. Когда в жизни Евгении появляется интересный мужчина Николай Адрианов (муж Купченко Василий Лановой), бородатый ученый, рассуждающий о любви и роботах, она теряет голову. Погуляв по Восточному Берлину, «странная женщина» бросает мужа прямо во время командировки и летит в Москву, в объятия и квартиру любимого.
Вот только довольно быстро Евгения понимает, что прагматизм и ясность мышления Адрианова скрывают под собой эгоизм и цинизм, и тогда она уезжает к маме и сестре в провинциальный Караевск (снимали в Ярославле), где устраивается в юрконсультацию. Но и там ее ждет любовь, нежданная и, кажется, на этот раз настоящая — молодой инженер Юра (Олег Вавилов) приметил Женю еще на московском вокзале, приехал в её родной город и теперь говорит ей все нужные и правильные слова. И плевать на возрастную разницу в семь лет!
Фильм шестикратного лауреата Сталинской премии Юлия Райзмана интересен не только смелой по меркам 1977 года трактовкой адюльтера. Мать и жена, бросающая семью, была как минимум в романе «Анна Каренина», где неизбежно и трагически гибла (кстати, в классической экранизации Александра Зархи Вронского играл как раз Лановой); здесь же она получает пусть и робкую, но всё же надежду на простое человеческое счастье. Прежде всего «Странная женщина» привлекает темой разочарования в привычном порядке вещей. Именно его олицетворяет и обрыдлая бюрократическая работа, и скучный, надежный муж, и избалованный сын, и вечно всё делающая поперек свекровь. И такой разумный и внимательный, но очень уж приземленный и «современный» любовник.
От всей этой стабильности эпохи застоя нестерпимо хочется бежать неизвестно куда не только Евгении Михайловне Шевелевой, но и нам. Настроением фильм даже похож на американские драмы 70-х, тоже полные тихой тоски и дающие героям шанс на новую жизнь (замечательная «Незамужняя женщина» Пола Мазурски, вышедшая всего год спустя). И это, конечно, совсем не то, чего ждешь от Райзмана, подарившего миру пропагандистский шедевр «Коммунист».
Сценарий картины написал выдающийся кинодраматург Евгений Габрилович («Машенька», «Коммунист» и его продолжение «Твой современник» Райзмана, «В огне брода нет» и «Начало» Глеба Панфилова, «Монолог» Ильи Авербаха), и благодаря его таланту сюжет расцветает множеством удачных сцен и диалогов. Чего только стоит обед Жени в московском ресторане – отказавшись от поездки с мужем в Париж, она попадает с Адриановым за стол к африканской делегации и под коньячные тосты практикует свой бедный словарный запас французского. Или её встреча с молодыми людьми Караевска, готовыми поспорить на тему женского равноправия.
Важно и то, что советская эмансипе («равноправие нам подарила советская власть, а не вы» — говорит она герою Ланового) всё равно остается женщиной и ждет рыцаря-романтика, Ромео, а не «партнера», о котором ей толкует любовник. Эти вроде бы необязательные рассуждения про феминизм, мэйл-гейз и поступь прогресса привносят в фильм неожиданную актуальность. Как и гордая и принципиальная главная героиня, поступок которой взбудоражил советского зрителя и до сих пор вызывает споры интернет-киноманов. И, конечно, нельзя не отметить актерские работы. Василий Лановой, кстати, единственный раз сыгравший в кино вместе с супругой, традиционно убедителен, но очевидно, что главная здесь всё же Купченко — та самая странная женщина, которая убежала от «хорошей жизни» и в этом бегстве неожиданно нашла себя.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Киностудия «Мосфильм»