12+
Австралийский городок 1957 года. Маленькая девочка Селия Кармайкл (Ребекка Смарт) прибегает с утра в комнату к любимой бабушке и находит ее мертвой. Так начинается ее знакомство со смертью, не последнее за фильм. Вскоре в соседний дом въезжает семья Таннеров с детьми, и у Селии появляются новые друзья. Однако, когда отец Селии Рэй (Николас Иди) увлекается Элис Таннер (Виктория Лонгли) и не встречает взаимности, он запрещает девочке дружить с новыми соседями под предлогом, что они коммунисты. Заодно он решает очистить собственную библиотеку вместе с совестью, устроив во дворе дома костер из марксистской литературы. Но Селия не может так просто отказаться от дружбы, даже получив в качестве взятки подарок мечты, симпатичного кролика. Идиллическая картина омрачается еще и дочкой местного инспектора Берка (Уильям Заппа), дяди Селии, с которой у девочки не прекращается открытая вражда.
Дебют австралийки Энн Тернер «Селия» (1989) — одна из тех драм о детстве, которые показывают подлость и жестокость взрослой жизни глазами ребенка, наделенного богатым воображением. Сюда же можно отнести «Страну приливов» Терри Гиллиама, «Отражающую кожу» Филипа Ридли, «Леоло» Жан-Клода Лозона и другие картины, где детские годы не подернуты волшебной патиной ностальгии и скорее вызывают оторопь и отторжение. «Селия» намного оптимистичней перечисленных фильмов, даже несмотря на то, что дети втыкают иглы в куклы вуду, чтобы наказать своих врагов, а чеховское ружье стреляет человеку в живот.
Безусловно, это заслуга Энн Тернер, которая, увы, так и не сняла впоследствии ничего значительного. В «Селии» она не только погружает зрителя с головой в волшебной мир детства с играми и проказами, но и отказывается от однозначной «чернобелости» оценки героев. Совершивший сначала ошибку, а затем подлость Рэй очень любит дочку и жену, да и вредный инспектор Берк вынужден просто защищать своих детей. Разве что семья коммунистов показана с явной симпатией, а гонения на красных рифмуются с решением австралийского премьера Генри Болта снизить, к ужасу Селии, популяцию кроликов.
Хватает и других примет времени — русские запускают в космос «Спутник-1», а в школе дети почему-то изучают довольно жуткую шотландскую сказку «Хобиасы» про существ, атакующих по ночам избушку старика со старушкой. Однако, если абстрагироваться от ретро-флера, историю еще одного «последнего лета детства» можно назвать вневременной и универсальной.
Еще одна несомненная удача — исполнительница главной роли, 13-летняя Ребекка Смарт, игравшая чуть раньше у Душана Макавеева в «Парне из фирмы «Кока-кола». Ее худое, не очень красивое лицо с жидкими косичками преображается всякий раз, когда девочка улыбается, и ее героине невозможно отказать в симпатии даже после совершенного ей преступления. Селия то плавает на лодке по пересохшему озеру с мертвой бабушкой, то надевает маску театра Но, то дает отпор воображаемым хобиасам, то играет в повешение, а то, чтобы спасти от мучений кролика, бежит с молотком на свою главную антагонистку — и всякий раз ей не получается не верить и не сопереживать.
Это скромное и незаслуженно забытое кино о сложностях взросления и предательстве взрослых иногда проходит по ведомству хоррора — что ж, вполне справедливо, если принимать во внимание концентрацию ужаса во взрослой жизни.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Seon Film Productions