Что смотреть: «Перепутав все кары» Мишеля Девиля

18+

Где-то во французских Альпах пара юных преступников сжигает дом вместе с его пожилой хозяйкой, не зная, что это мать успешного бизнесмена и крупного мафиози Антуана Гарделлы (рок-музыкант и актер Жак Дютрон). Мутный сотрудник Интерпола Терстон (редкая главная роль колоритного британца русского происхождения Вернона Добчеффа) выходит на связь с ведущим дело молодым полицейским Кристофом Вадом (Патрик Брюэль) и просит его дать Гарделле шанс самому вершить правосудие — не из ложно понятого чувства сострадания, но чтобы войти к нему в доверие. Вскоре Вад получает от Терстона предложение переехать в Цюрих и помочь ему прижать Гарделлу, который живет на шикарной вилле с юной красавицей Жанной (Матильда Мэй) и никого не боится. Правда, респектабельный гангстер пытается то подкупить полицейского, то припугнуть его, но инспектор Вад непреклонен. Довольно быстро выясняется, что Жанна тоже преследует некую тайную цель, да и Терстон, как водится, ведет откровенно нечестную игру.

Мишель Девиль, скончавшийся в почтенном возрасте совсем недавно, 21 февраля 2023 года, начал снимать еще в конце 50-х, но не попал в модную струю «новой волны» вместе с Годаром, Трюффо и Шабролем — вместо новаторских по форме драм он ставил «папино кино», старомодные фривольные комедии по сценариям своей жены Нины Компанеец. Название одной из них, «Бенжамен, или Мемуары девственника» (1967), где играли Мишель Морган и Катрин Денев, говорит само за себя. Манера Девиля радикально изменилась в конце 70-х, вскоре после выхода параноидального триллера «Досье 51» о слежке некой спецслужбы за каждым шагом крупного чиновника.

В 80-х режиссер перешел на более изощренные и изящные фильмы, будь то мизантропический детектив по роману Патриции Хайсмит «Глубокие воды» с Жаном-Луи Трентиньяном и Изабель Юппер или разговорно-эротические драмы («Чтица», где Миу-Миу читает клиентам то маркиза де Сада, то Маргерит Дюрас, «Путешествие вдвоем» про то, как две «очаровательные проказницы» Доминик Санда и Джеральдин Чаплин поехали на юг Франции и обсудили свою сексуальную жизнь). В сюжетах всё чаще стал появляться мотив манипуляции персонажами, вовлечения их как будто помимо воли в пространство интеллектуальной игры.

Детектив со странновато переведенным названием «Перепутав все кары» (1992) по роману американца Эндрю Коберна “Sweetheart” — как раз такая головоломка, пазл, который склеивается в понятную картину ближе к финалу. Все плетут интриги и дурят друг другу головы, случайные герои оказываются решающими фигурами на невидимой шахматной доске, а словесные игры и пикировка Гарделлы, Вада, Жанны и множества других персонажей (среди них мелькает и совсем юный Бенуа Мажимель) не менее важны, чем сложносочиненный сюжет. В одной сцене мафиози играет со своим заместителем в крокет. Постукивая молотком по шарам, он перечисляет всех вовлеченных в разветвленную, как грибная ризома, многоходовку, в том числе покойников, и тем самым как будто проверяет внимание зрителя — что это, как не очевидное признание в игровой условности происходящего?

При этом стилистически кино напоминает необарочные фильмы Жан-Жака Бенекса и Леоса Каракса, но, в отличие от них, требует внимания к каждой вскользь брошенной фразе. Впрочем, сильно напрягаться тоже не придется: подвижная летучая камера и почти клиповый монтаж под музыку Шостаковича делает картину конфеткой не только для ума, но и для глаза и уха. А волнующие эротические сцены с Матильдой Мэй, которая известна тем, что проходила обнаженной большую часть фильм Тоуба Хупера «Жизненная сила», доказывают, что Девиль не забыл свои корни и сохранил пресловутую французскую легкость.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Canal+; France 3 Cinéma