Симпатичный молодой испанец Хосе-Луис (итальянская звезда Нино Манфреди) работает в похоронном бюро, но мечтает уехать в Германию и стать там механиком. Однажды он без особой радости знакомится с добродушным маленьким старичком Амедео (Хосе Исберт), который вот уже 40 лет работает палачом и душит гарротой приговоренных к смертной казни. Зато пышущая здоровьем дочка Амедео Кармен (Эмма Пенелья), которой все чураются из-за профессии отца, пришлась могильщику по душе. Некстати вернувшись домой, старик застает их вместе, Кармен стремительно беременеет, и вот уже Хосе-Луиса тащат под венец. Похоже, с мечтами о поездке в Германию придется распрощаться. Да тут еще и сложности с обещанной квартирой в строящемся доме – из-за ухода Амедео на пенсию и бюрократических сложностей Хосе-Луису придется пойти по стопам тестя и устроиться палачом. Это временно, волноваться не стоит, до исполнения приговора дело скорей всего не дойдет. Если что — всегда можно уволиться.
Под видом сатирической комедии про засосавший быт и испортивший испанцев квартирный вопрос Луис Гарсия Берланга критикует диктатуру Франко, но делает это настолько филигранно и ненавязчиво, что даже не считавший двойное дно зритель получит удовольствие. Испано-итальянский «Палач» (1963) стал восьмым фильмом режиссера и далеко не первой комедией, высмеивающей современное ему испанское общество, — до этого были, например, «Добро пожаловать, мистер Маршалл» и «Пласидо». Но именно в «Палаче», отмеченном призом ФИПРЕССИ в Венеции, так удачно сочетаются фарс, черная комедия с массой уморительных деталей и довольно безрадостная, практически кафкианская притча. Выходит, всего два выхода у честных испанцев — либо быть палачом на службе режима, либо жертвой. Любопытно, что в Испании во времена франкистских репрессий и строгой цензуры всё же снимались и, более того, выходили в прокат такие фильмы с откровенной фигой в кармане. В схожей манере, только с большим влиянием сюрреалистов в общем и Луиса Бунюэля в частности, снимал в те годы коллега и земляк Берланги Карлос Саура. Кстати, потешного подкаблучника-брата Хосе-Луиса играет любимый актер Сауры, Хосе Луис Лопес Васкес.
Изображение: © Naga Films; Zebra Film
И всё же во время просмотра в голову приходят неожиданные параллели с лучшими образцами советской комедии – фильмами Леонида Гайдая. В одной из самых ярких сцен «Палача» бедного Хосе-Луиса ведут на казнь на подгибающихся ногах рядом с таким же ослабевшим приговоренным к смерти – как тут не вспомнить сцену, где Трус, Балбес и Бывалый, взявшись за руки, стали живым щитом посреди дороги и герой Вицина, подергавшись, бессильно обвис? А отдых на Пальма-де-Майорке, куда новоиспеченного палача вызывают для казни, достоин круиза Семена Семеновича Горбункова из «Бриллиантовой руки». Отдельно стоит отметить игру Нино Манфреди, который умудряется, не впадая в буффонаду, быть одновременно смешным и вызывать сочувствие. В финале даже хочется пожелать его герою уволиться и найти работу получше. Хотя, с другой стороны, семью кормить надо, к тому же квартира, хороший социальный пакет…
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Naga Films; Zebra Film