18+
Симпатичная девица Лилиан (Талия Райдер) едет со школьной экскурсией в Вашингтон, отделяется от группы и сбегает с панком Калебом (сын Ника Кейва Эрл) и его компанией анархистов-экологов. Это только начало ее трипа по многоликому Восточному побережью Америки. По пути школьницу ждет множество приключений. Например, встреча с сердобольным профессором ультраправых взглядов, любящим По и Гитлера (чудесная роль Саймона Рекса, бывшей модели, актера порно и ведущего MTV). Съемки в фильме у чернокожих режиссеров-хипстеров (Айо Эдебири и Джереми О. Харрис) вместе с настоящей кинозвездой (Джейкоб Элорди). Бегство с бойни на съемочной площадке и укрытие в сарае у арабских исламистов-геев, дружно отплясывающих под Culture Beat. Блуждание в лесу и спасение монахами во главе с Гибби Хэйнсом, лидером психоделической панк-группы The Butthole Surfers. И итоговое возвращение домой после беспокойной одиссеи.
Выходящий в прокат «Нежный восток» — режиссерский дебют талантливого оператора инди-кино Шона Прайса Уильямса. В его портфолио — работа в картинах братьев Сэфди («Хорошее время», «Бог знает что»), Майкла Алмерейды («Тесла», «Марджори Прайм») и Алекса Росса Перри («Золотые выходы», «Королева земли», «Послушай, Филип»), который здесь выступил продюсером. Естественно, при такой родословной в «Востоке» невооруженным глазом заметны все признаки американской «индюшатины», но есть и выгодное отличие от типичных хитов «Сандэнса».
Эта современная версия «Алисы в Стране чудес», впервые показанная в Каннах на «Двухнедельнике режиссеров», хороша в первую очередь своей калейдоскопичностью и фрагментарностью. Как только привыкаешь к истории альтрайт-преподавателя и поселившейся у него девицы, явно отсылающей к набоковской «Лолите», она оборачивается сатирой на мир кино. Та, в свою очередь, сменяется треш-боевиком с разлетающимися от дроби головами и фонтанами крови и мимикрирует под параноидальный мамблкор-триллер. Конечно, насмешливый взгляд на разные слои американского общества от широты охваченного им пространства рассеивается, а сюжет кажется сумбурным не только в пересказе. Однако в этом и заключается самобытность картины.
Героиня Талии Райдер, игравшей, кстати, у Сэфди в «Хорошем времени», блуждает по герметичным мирам, жители которых вполне самодостаточны и как будто не интересуются существованием иной реальности. Она делится с ними случайными обрывками знаний, почерпнутых во время путешествия, и в этом причина легкости ее мимикрии. В каком-то смысле она похожа даже не на Алису Кэрролла, а на Форреста Гампа или на его предшественника, садовника Ченси из «Будучи там», и так же спокойно относится к происходящим вокруг нее чудесам. Единственное отличие — Лилиан никак не назовешь наивной или глуповатой — скорее, собирающей, как губка, всю информацию о современной Америке, которая может ей быть полезна.
Тем более отрезвляющим оказывается возвращение девушки в родительский дом, к семейному ужину, пока в новостях передают очередные новости про теракт на стадионе. Путешествие закончилось. Алиса, пора домой.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Base 12 Productions; Marathon Films