Что смотреть: «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» Кристофера Маккуорри

13+

Русская подлодка «Севастополь» получает сигнал тревоги от искусственного интеллекта нового поколения «Энтити». Атака на несуществующего врага оборачивается самоубийством — торпеда как бумеранг возвращается туда, откуда ее прислали, и вот уже трупы членов экипажа всплывают и утыкаются в толщу покрывающих воду льдов. На шее у одного из них — крест в форме распятия, активирующий убившую их умную машину. За половинками этого креста и предстоит охотиться неутомимому Итану Ханту (Том Круз, разумеется) и его легендарной команде, Отряду «Миссия Невыполнима». Поиски осложняет вмешательство ловкой воровки (Хейли Этвелл) и старого врага Гэбриела (Эсай Моралес), которые порознь ищут ключ. Плюс на хвосте у Ханта и компании висит упорный агент Бриггс (Шей Уигэм), который во что бы то ни стало хочет его поймать и посадить.

Седьмая часть франшизы, появившаяся в сети (в частности, на стриминговом сервисе Flex) — первый фильм про похождения Ханта, который заканчивается не победой над злодеем, а клиффхэнгером. А еще здесь впервые чувствуется некоторая усталость профессионалов. Кристофер Маккуорри, начавший карьеру со сценария «Подозрительных лиц», со временем стал практически штатным работником Круза — за его плечами сценарии «Операции “Валькирия”», «Грани будущего», «Джека Ричера» и нового «Топ Гана» и режиссура того же «Ричера» и двух предыдущих частей «Миссия Невыполнима». В мастерстве ему, безусловно, не откажешь, и в «…Смертельной расплате» есть экшен разной степени увлекательности. Несколько банальная перестрелка во время бури в пустыне соседствует с замечательными гонками по Риму на маленьком желтом «Фиате» в духе Бонда и мистера Бина одновременно, где Круз оказывается за рулем с прикованной к нему наручниками Этвелл. Полная саспенса слежка в аэропорту сменяется беготней по узким улочкам и каналам Венеции. Непременной драке на крыше поезда, снятой значительно лучше, чем халтура в последнем «Индиане Джонсе», предшествует лихой прыжок Круза со скалы с парашютом и на мотоцикле.

И тем не менее на солидные 160 (!) минут хронометража эти вкрапления воспринимаются как гомеопатические дозы. Пустопорожних разговоров в картине с бюджетом в 290 миллионов долларов намного больше, чем хотелось бы, и когда в очередной раз на экране появляются крупные планы знакомых лиц, поневоле вспоминается Кристофер Нолан, тоже не очень знающий, что ему делать с хорошими актерами в кадре (нолановским «Началом», кстати, попахивает и в акробатических трюках в вагонах поезда). Круз зачем-то несколько раз обсуждает с Лютером (Винг Реймз) и Бенджи (Саймон Пегг) загадку ключа, открывающего неизвестно что, а его встреча с Белой Вдовой из предыдущей части (Ванесса Кирби) в ночном клубе и диалоги вокруг того же ключа в поезде напоминают старомодный детектив в современном изводе в духе «Достать ножи» или фильмов Кеннета Браны про Эркюля Пуаро. Не то чтобы это было критически плохо, и всё же смещение акцента с адреналиновой гонки на беседы за круглым столом невозможно не заметить.

Да и враг в лице компьютерного сверхразума, желающего захватить власть на планете, слишком уж похож на комиксового злодея. Помнится, такой же искусственный интеллект не давал жизни Шайе ЛаБафу в боевике «На крючке», а сам Том Круз уже боролся с компьютерной программой в «Особом мнении», но во франшизе про Ханта такой противник смотрится несколько чужеродно. Забавно, что в какой-то момент «бог в машине» начинает мешать команде «Миссии…» делать их работу, и тогда Лютер и Бенджи выбрасывают свои ноутбуки, однако на следующем этапе забывают про эту досадную помеху и вновь удаленно помогают Ханту, как ни в чем не бывало щелкая клавишами.

Впрочем, эти детали не сильно расстроят поклонников главного голливудского актера-сайентолога наших дней. В фильме хватает ярких женских персонажей — кроме эффектных Этвелл и Кирби, ненадолго появляется Ребекка Фергюсон и приковывает к себе внимание Пом Клементьефф в роли молчаливой киллерши — но правит бал и спасает мир именно нестареющий Круз. А разве могло быть иначе?

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Paramount Pictures