Адриен (Пьер Нине), бывший танцор, ставший альфонсом, живет на вилле на Лазурном берегу вместе с вышедшей в тираж немолодой кинозвездой Мартой Дюваль (Изабель Аджани) и терпит её унизительные придирки. Однажды вечером он замечает среди гостей Марты девицу модельной внешности, пришедшую на вечеринку с седовласым театральным режиссером. Ее зовут Марго (Марина Вакт из «Молода и прекрасна» Озона), и она сначала крадет драгоценности актрисы, а затем соблазняет самого Адриена, заодно утопив винтажный «Ягуар» своего спутника. Теперь сердце молодого человека принадлежит ей.
Позднее они вновь встретятся на улицах Ниццы и закрутят страстный роман. Постепенно родится план — устроить две параллельные аферы и заработать много денег по схеме «без лоха жизнь плоха». У Адриена есть для этого Марта, а Марго надо выбрать жертву, и поможет ей в этом бывшая любовница альфонса, Джулия (Лаура Моранте). Очевидным образом жребий падает на Симона Лоренти (Франсуа Клюзе), который не помешал бывшему мужу Джулии лишить ее ресторана. Все эти стремительно разворачивающиеся события подаются в виде флешбэков, из показаний свидетелей на судебном процессе над Лоренти, облапошенной жертвой двух жуликов.
Николя Бедос, режиссер романтической «Прекрасной эпохи», из сюжета, достойного романов Сидни Шелдона, вылепил бойкий, насыщенный событиями палп про мошенников с непременной красивой жизнью в качестве фона и вполне нуаровым финалом. Яхты, особняки и ночные клубы, так манящие парочку главных героев, дразнят и зрителя, чтобы оставить его с носом. Как только кажется, что уже понятно, чего ждать от фильма, Бедос добавляет то сюжетное ответвление, то забавную деталь, а то и мастер-класс по соблазнению мужчины на пороге старости или получению бесплатного обеда в дорогом ресторане. Секс, измены, интриги с нанесением себе тяжких телесных и пистолет, который непременно выстрелит в отеле «Негреско», — все шестеренки механизма плотно пригнаны и работают.
Богатый на шедевры жанр, подаривший миру «Аферу» и «Блеф», «Отпетых мошенников» и «Кидал», в последнее время несколько угас. Редкими и робкими всполохами появлялись то циничная «Аферистка», то пенсионерский «Хороший лжец», то «Простая просьба» с Блейк Лайвли и Анной Кендрик, но в целом они только подтверждали, что мода и спрос на кино про хитроумных дельцов остались в прошлом. Однако «Маскарад» (2022), смонтированный в лучших традициях Мартина Скорсезе времен «Волка с Уолл-стрит», словно дарит жанру второе дыхание. Отчасти за счет вливания молодой крови — Нине и стремительно повзрослевшая Вакт хорошо смотрятся вместе и вполне достоверны порознь. Он — как потерявший из-за травмы призвание рохля, которого любовь и ревность толкают на решительные, пусть и бесчестные поступки. Она — как ненавидящая мужчин фам-фаталь нового образца.
Но отдельное и, пожалуй, главное удовольствие — по-прежнему яркая Аджани в образе ботоксной бабушки, которая то устраивает стыдноватый музыкальный номер для гостей, то смотрит фильмы с собственным молодым дипфейком и пускает слезу. В принципе, она же оказывается и единственным персонажем фильма, который вызывает сочувствие.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © ADS Service