18+
Грабителя Омара (Реда Каттеб из «Пророка») по прозвищу Сверло (или Клубничка, по-французски это одно и то же слово) приговорили во Франции к 20 годам заключения, поэтому он вынужден скрываться в родном Алжире со своим корешем Роже (Бенуа Мажимель). Пролог фильма сразу настраивает на боевой лад — подельники провозят в город кокаин под видом свадебного кортежа, но недремлющая местная мафия устраивает за сумками с порошком кровавый спринт. Чудом отбив наркотик, друзья ложатся на дно. Адвокат объяснил, что Омару надо вести себя прилично, чтобы не получить срок здесь, так что он и Роже в основном весело, пусть и однообразно, проводят время на своей роскошной вилле с видом на море, горами кокаина и батареями бутылок и иногда заезжают побыдлить в местный ночной клуб. Всё меняется, когда адвокат устраивает Омара управляющим на кондитерскую фабрику, где уголовник кладет глаз на гордую и независимую Самию (Мерием Амиар). Ей не так легко угодить, но Сверло/Клубничка старается. А Роже тем временем ищет, кому бы продать кокаин.
Бодро и динамично поставленный режиссерский дебют француза Элиаса Белькеддара, номинировавшийся в Каннах на «Золотую камеру», обращается к нестареющей теме «бандит пытается начать новую жизнь». В таких историях обычно много душещипательных ноток в духе песен из эфира «Радио Шансон», но выходящий в прокат «Король улиц» не пытается вызвать сочувствие. Основное отличие от того же «Пророка» Жака Одиара в том, что главные герои не борются за жизнь и место под солнцем, а уже «пришли к успеху», живут припеваючи и по инерции продолжают гнуть свою преступную линию. С другой стороны, у актеров и режиссера откровенно не получается очаровать зрителя, как получилось у Венсана Касселя и Жана-Франсуа Рише в дилогии «Враг государства №1». Сцены, где Омар и Рене «отдыхают хорошо», то есть ведут себя откровенно по-скотски, как-то не очень вяжутся с романтическими ухаживания за Самией, веселыми скачками на верблюдах и настроением «мама, я полюбила бандита». Да и то, как Клубничка берет под крыло местных детей-преступников, словно заглянувших на огонек из «Города бога», и под восторженными взглядами учит их криминальному ремеслу, не позволяет проникнуться симпатией ни к малолетним убийцам, ни к наглому уголовнику.
Конечно, такие персонажи тоже становятся объектами если не любви, то поклонения, и свидетельство этому — футболки с Тони Монтаной, популярные у определенной категории зрителей, но Брайан Де Пальма даже не пытался придать отмороженному герою «Лица со шрамом» романтические черты. В «Короле улиц» же очевидно желание Белькеддара показать Омара чуть ли не симпатичным парнем, а не обычным отвязным гопником. В итоге вспоминается фильм «Такси-блюз» и Иван Шлыков, заставляющий Леху Селивёрстова полюбить коврик. Увы, не вышло. Не стоит винить в этом Каттеба, да и прилично раздобревший Мажимель, который скоро, кажется, догонит Жерара Депардье, составил с ним удачную пару. Вопрос скорее к интонациям картины, колеблющимся в диапазоне от крутого пацанского кино до милого ромкома. Видимо, надо было остановиться на чем-то одном.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Canal+; Centre National du Cinéma; Ciné; France Télévision