1944 год, Франция. Индиана Джонс (омоложенный компьютерными технологиями Харрисон Форд) попадает в плен к нацистам под командованием главного немецкого офицера мирового кинематографа Томаса Кречмана («Пианист», «Бункер», «Сталинград»). Вскоре, чудом избежав повешения, он мчит за ними сначала на машине, а затем на мотоцикле — немцы увозят на поезде кучу награбленного добра. В том числе, легендарное копье Лонгина, вожделеемое фюрером. Догнав локомотив и пробежавшись по его крыше плохо нарисованным человечком, Инди видит, что копье поддельное, но находит половину Антитеры (то есть Циферблата) Архимеда. Говорят, если собрать его целиком, то можно будет путешествовать во времени, и именно ему радуется коварный нацистский астрофизик Фолер (Мадс Миккельсен). Украв артефакт и сбросив Фолера с поезда, Джонс спасает заодно своего коллегу и друга Бэйзила Шоу (Тоби Джонс).
25 лет спустя соседи отмечают высадку американцев на Луну песнями «Битлз», а пожилой преподаватель Джонс собирается уходить на пенсию, но тут в его жизнь вторгается самоуверенная крестница Хелена Шоу по прозвищу «Вомбат» (британка Фиби Уоллер-Бридж из сериала «Дрянь»), дочь Бэйзила. Ей очень нужна половина Антитеры, как нужна она и тому самому Фолеру, который необъяснимым образом выжил после столкновения с железнодорожным светофором и удачно устроился на работу в космическом департаменте США. Каждому для своих целей: ей — для продажи и обогащения, ему — чтобы вернуться в прошлое и переписать историю во славу великой Германии. В принципе, Индиане не нравится ни один из планов, но лучше уж объединится с Вомбатом и вместе бить нацистов.
Фото: © Lucasfilm Ltd.; Paramount Pictures; Walt Disney Pictures
Пятая часть франшизы про похождения неутомимого искателя приключений стала одновременно и первым фильмом, к которому дуэт Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса причастен лишь формально. Режиссерское кресло занял, как принято говорить, мастеровитый Джеймс Мэнголд, режиссер «Переступить черту» и «Рыцаря дня», а за сценарий отвечают братья Баттеруорт («Ford против Ferrari» того же Мэнголда).
Нельзя сказать, что «Индиана Джонс и колесо судьбы» снят совсем уж без уважения к предыдущим, классическим фильмам «индианы» (забудем о досадной оплошности Спилберга 2008-го «Королевство хрустального черепа»). Шляпа с кнутом на месте, драка на поезде тоже есть, пусть и с безобразным CGI. Имеются также скачки Джонса на лошади, экзотические локации в Африке и Италии, погони по узким улочкам, пещеры с тайными проходами и сколопендрами… В крошечных ролях появляются старый друг в феске (Джон Рис-Дэвис) и оставившая Джонса жена (Карен Аллен из «Поисков утраченного ковчега»). Из приятного нового – так толком и не задействованный моряк и ныряльщик Антонио Бандерас, да и Миккельсену к лицу нацистская форма.
Нет только ощущения юношеского задора и хотя бы малейшего дуновения жизни в настолько выхолощенном и мертворожденном кинопродукте студии Disney, купившей франшизу у Lucasfilm. И дело тут не в возрасте самого Индианы, над которым в фильме, естественно, непременно шутят. Чего уж, и сами его поклонники, бывшие в 80-х детьми и подростками, уже разменяли пятый десяток. И даже не в обилии «зеленого экрана» в качестве задника, который особенно режет глаз в сцене греко-римской битвы из далекого прошлого. Бюджет в 300 миллионов долларов, коммерческий расчет в виде «сильной и независимой» женщины в пару к белому цисгендерному старику и ворох цитат из предыдущих фильмов не могут скрыть отсутствия души, а то и сердцебиения.
Конечно, Индиана устал и хочет покоя, но настолько унылой точки в хронике своих приключений он явно не заслужил. Пусть лучше уж будет многоточие из трех классических фильмов 80-х.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Lucasfilm Ltd.; Paramount Pictures; Walt Disney Pictures