Что смотреть: «Дворец» Романа Поланского

18+

Роскошный пятизвездочный отель в Швейцарии принимает постояльцев накануне наступления 2000-го года. Среди гостей — бизнесмен Билл Краш (Микки Рурк с густым автозагаром и в потешном парике), задумавший нажиться на сбое всех компьютеров с приходом миллениума; бывшая порно-звезда Бонго (Лука Барбарески из «Ада каннибалов», выступивший здесь еще и продюсером); маркиза де ла Валле (Фанни Ардан), очень переживающая по поводу запора своей собачки; престарелый миллиардер Артур Уильям Даллас-третий (Джон Клиз из «Монти Пайтона») со своей молодой женой-пышкой Магнолией (Бронвин Джеймс); пластический хирург доктор Лима (Жоаким де Алмейда), перекроивший лица половине бабулек отеля; наконец, «новые русские» во главе с Александром Петровым, пожаловавшие с шумными моделями и кучей чемоданов с деньгами. Все прихоти этого пестрого балагана выполняет исполнительный метрдотель Хансуэли (Оливер Мазуччи), которому только и остается, что прикладываться к бутылке, чтобы выдержать этот сумасшедший день.

Девяностолетнему классику Роману Поланскому захотелось подурачиться и снять абсолютно хулиганскую комедию с шутками ниже пояса. Задуманное получилось — выходящий в российский прокат «Дворец» мало отличается уровнем юмора от отечественной кринж-классики «Гитлер капут!». Собачка гадит на постель, маркиза заигрывает с красавцем-водопроводчиком (как не вспомнить порно-сюжет из «Большого Лебовски»), дед дарит жене-молодке пингвина и застревает в ней во время полового акта и так далее в том же духе. Добавим сюда сцену, где Микки Рурк обдает себя шампанским и лишается парика, и тут уже впору говорить о скетчах «Маски-шоу».

Однако во всем этом фарсе, несмотря ни на что, чувствуется глаз и рука мастера. Команда собралась отменная — от оператора Павла Эдельмана до композитора Александра Деспла. Сценарий Полански написал на пару с еще одним польским классиком Ежи Сколимовским, с которым последний раз сотрудничал на своем дебюте «Нож в воде», 60 лет назад. Да и все актеры, за исключением привычно мажущего мимо нот Александра Петрова, хороши даже в жанре буффонады. Особенно хочется отметить давно уже неузнаваемого Рурка. Он то скандалит из-за отсутствия брони номера и плохого столика, то отказывается признавать нежданно объявившегося великовозрастного сына, который приехал в отель с женой и дочками-близняшками из самой Чехии, то спаивает своего бухгалтера, но при всей нелепице происходящего умудряется не переигрывать и держаться достойно.

Дуракаваляния в картине много, но его сложно назвать сатирическим. Даже появление в телевизоре прощающегося с россиянами Ельцина и приветствующего их Путина смотрятся просто как кинематографические приметы наступления условного «нового политического эона». Есть и русский посол, проворачивающий с бандитами темные делишки (правда, стараниями цензоров из Минкульта он лишился в дубляже своего ранга), но и он такая же часть веселого карнавала, как Микки Рурк в парике или дамы с перекошенными от пластики лицами в духе «Бразилии» Терри Гиллиама. Скорее это просто анархический акт, не очень смешной, зато как минимум вызывающий удивление в духе «что это было?». Как живая чихуахуа, сношающаяся с нарисованным на компьютере пингвином.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Rai Cinema