Что смотреть: «Библиотекарь» Игоря Твердохлебова

18+

Россия 90-х. Молодой начинающий актер Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) живет вдвоем с мамой в Москве. Финансовая ситуация сложная, поэтому он соглашается на любую работу — даже на съемки в порно. Когда на горизонте вдруг появляется давно бросивший их отец Максим (Андрей Мерзликин), Алексей его прогоняет. А вскоре выясняется, что отец погиб и оставил ему в наследство квартиру в провинциальном городе. После того, как у него на глазах убивают потенциальных покупателей квартиры, а его самого похищают, Алексей узнает, что отец был предводителем некой литературной секты, Библиотекарем Широнинской читальни. И что по всей стране идет кровавая война за книги советского писателя Громова.

После прочтения скромных по размеру книжонок со светлыми названиями («Пролетарская», «Счастье, лети!», «Дорогами труда», «Тихие травы») адепт наделяется особыми качествами – Яростью, дающей силу берсерка, Радостью, дарующей эйфорию, Властью, позволяющей управлять людьми, и так далее. Найдено шесть книг, а седьмую, Книгу смысла, ищут все посвященные, прежде всего — Совет читален во главе с облаченным в подобие рясы Шульгой (Михаил Трухин, милиционер Волков из сериала «Улицы разбитых фонарей», похож здесь на злодея из комикса). Звучит диковато, и Алексей сначала не может всё это осознать, но довольно быстро втягивается в происходящее и вскоре уже, экипированный в доспехи как реконструктор-ролевик, дерется стенка на стенку с вражеской читальней. А заодно и находит любовь.

Сериал «Библиотекарь» Игоря Твердохлебова (сериал «Территория») снят по мотивам романа Михаила Елизарова, получившего премию «Русский Букер» в 2008 году и неоднозначные оценки критиков. Хотя сам автор всячески открещивался от ностальгии и признания в любви к Советскому Союзу, его книга пронизана именно этими чувствами. Прекрасный мир СССР сквозит между строк «Библиотекаря» — совсем как невероятное волшебство, излучаемое страницами книг придуманного писателя третьей руки Громова. Елизаров вообще обладает талантом сочно и ярко, как никто другой, описывать пыльные антресоли, заросшие лопухами дворики и прочие приметы советского быта, порой намеренно имитируя язык соцреализма. В сериале, где сам автор появляется в эпизодической роли без слов, подобной романтизации СССР нет. Как нет и рефлексии Алексея Вязинцева, его внутреннего голоса.

Зато другая часть романа, беспощадные сечи, описанные Елизаровым со смаком и анатомическими подробностями, перенесены на экран вполне умело. Сценаристы здорово перекроили роман — смягчили мрачный финал, а также добавили новые сюжетные линии, в том числе целых две романтических, изобилие флэшбэков, дружбу еврейских и чеченских книголюбов-громовцев, разборки с бандитами и читальню бравых бритоголовых неонацистов.

Получился задиристый фэнтезийный экшен с постоянными предательствами, интригами и убийствами, к последней серии превращающийся в более кровавую версию «Индианы Джонса». Хватает и удачных локаций (например, НИИ, где обитает зловещий Шульга или заброшенный интернат для пенсионерок), и убедительных актерских работ — и Никиты Ефремова, и Евгении Дмитриевой, сыгравшей умную и расчетливую Маргариту Тихоновну, и Игоря Золотовицкого в роли душегуба-интригана Лагудова. Да, вся вкрадчивая елизаровская грусть в духе «у нас была великая эпоха» осталась за кадром, но, может, это и к лучшему — на одной ностальгии, как бы она ни манила, далеко не уедешь.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © НМГ Студия; Рен-ТВ; ВайТ Медиа