18+
Лондонский профессор Годвин (Уиллем Дефо), который сам выглядит как создание Франкенштейна, занимается экспериментами над животными — например, соединяет части тел гуся и бульдога и реанимирует их. Он берет в помощники самого способного студента-медика Макса (Рами Юссеф), чтобы тот наблюдал за Беллой (Эмма Стоун), его последним экспериментом, который воистину способен пошатнуть основы науки и мироздания. Годвин смог оживить утопившуюся беременную женщину, вложив ей в голову мозг ее нерожденного ребенка, и теперь она бродит по дому походкой младенца, бьет посуду и учится мыслить и говорить.
День ото дня Макс всё больше очаровывается Беллой, поэтому, когда профессор предлагает им пожениться, он тут же соглашается. Но невеста решает перед свадьбой прочувствовать жизнь во всей ее полноте и сбегает из дома вместе с юристом-ловеласом Данканом Веддерберном (Марк Руффало в непривычно комической роли) в Лиссабон. Познав с плейбоем радости секса, она переключается с телесного на умственное и с головой уходит в чтение. А еще Белла не со зла постоянно обижает своего любовника, который вдруг превращается в страшного ревнивца. После того, как их ссаживают с океанского лайнера в Париже с экстравагантной немкой (80-летняя легенда кино Ханна Шигулла), пути Беллы и Данкана расходятся. Создание доктора Годвина, которого она называет попросту Бог (God), устраивается работать в публичный дом, где узнает еще больше о мужчинах и заодно про социализм.
Популярный греческий режиссер Йоргос Лантимос экранизировал постмодернистский роман шотландца Аласдера Грея, скрестивший «Франкенштейна», «Пигмалиона» и много чего еще, и сам позволил себе не стесняться в заимствованиях. Вот эксцентрика Терри Гиллиама, вот вырвиглаз-цветокоррекция Жёне с Каро времен «Города потерянных детей», а вот стимпанк как у Карела Земана. Лантимос, начав экспериментировать с фишайем еще на «Фаворитке», где, кстати, тоже играла Эмма Стоун, здесь использует его как минимум столь же часто. Плюс не скупится на игру с цветом — первая треть фильма снята в ч/б, потом, во время путешествия Беллы по миру, картинка уходит в кислотный психодел, а когда героиня уже как следует познала белый свет и приобрела необходимый опыт, цветовая палитра заметно нормализуется.
Вот только визуальное пиршество, старания художника по костюмам, музыка Джерскина Фендрикса, сотрудничавшего, например, с группой Black Midi, и отличные актеры (особенно Дефо) не могут скрыть малоприятный факт — из остроумной книги про эмансипацию женщины выросла еще одна митушная киноброшюра почти что в духе «Барби». За это отвечает третий акт «Бедных-несчастных», когда из ниоткуда возникает первый муж Беллы, тот самый, чьего ребенка она носила под сердцем. В книге это глуповатый пожилой генерал, в фильме — вояка-садист (Кристофер Эбботт), готовый на всё, лишь бы оставить её у себя и сделать послушной домохозяйкой. И если у Грея в качестве эпилога фигурирует письмо главной героини, где она разоблачает всю историю как очевидную выдумку своего мужа Макса, то Лантимос предпочел торжество женской солидарности и наказание для домашних тиранов.
Такой поворот событий слишком уж отдает повесткой и стирает всю вроде бы метко ухваченную фильмом ироничную интонацию, что, конечно, не помешало ему получить «Золотого льва» в Венеции. Впрочем, если абстрагироваться от назойливого смещения акцентов, получается вполне веселая и не дающая заскучать эксцентричная комедия. Хоть и несколько разочаровывающая поклонников режиссера.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Element Pictures; Film Four Ltd.; Fox Searchlight Pictures; Fruit Tree; Hungarian Tax Credit