18+
90-е годы 19-го века. Парижские сироты-беспризорники, брат Трюкач, сестра Билли и примкнувший к ним малыш Поль, срезают кошельки у прохожих и даже имеют наглость сорвать ожерелье с шеи великой актрисы Сары Бернар (любимица Альмодовара Росси де Пальма). Всю свою добычу они отдают Хесусу (Нильс Шнайдер), главарю банды апашей. Когда старший брат пытается скрыть часть нажитого нечестным путем, Хесус заставляет его сыграть в русскую рулетку. Мальчишка вышибает себе мозги, а в произошедшем с помощью продажного полицейского обвиняют его сестру. Отмотав срок, Билли выходит на свободу уже в 20-м веке красивой девушкой (эффектная Алис Исааз), одержимой местью. Как выясняется, внедриться в банду Хесуса не так уж и сложно — достаточно без особой причины пригвоздить к бару руку бармена (Доминик Пиньон), чтобы тебя зауважали. А вот убивать бандитов, ставших подельниками, если не боевыми товарищами, Билли удается уже со скрипом. Тем более Хесус к самой девушке, кажется, неровно дышит, да и она заглядывается на убийцу брата. Но дело надо довести до конца.
Апашами, в честь кровожадного племени индейцев, звали криминальные элементы, наводившие страх на Париж с конца 19-го века по начало Первой мировой, когда их окончательно перестреляли и переловили во время полицейских рейдов. Взяв за основу исторический факт, режиссер постапокалиптического цветастого сайфая «Последний день Земли» Ромен Киро слепил яркую, кровавую и динамичную сказку, похожую одновременно на «Банды Нью-Йорка» (отсюда и локализация оригинального непонятного названия «Апаши»), «Острые козырьки» и «Стиляг». Герои, конечно, не поют, зато чуть ли не пританцовывают, играючи грабя и убивая буржуа, пока их снимает на камеру примкнувший к ним кинолюбитель-американец. Вообще всё происходящее на экране напоминает буйством красок и энергичным монтажом музыкальный клип, и недаром фильм начинается с голоса Игги Попа, выкрикивающего, что он хочет стать твоим псом. Это сразу настраивает на нужный анахронический лад — забудь о реализме и психологизме, всякий в зал входящий.
Если уж говорить про психологизм, поверить в чудесное единение Билли с бандитами-отморозками не очень получается — в веселой чехарде убийств, грабежей и безудержного пьянства, фиксируемого на камеру, больше общего с великой черной комедией «Человек кусает собаку», чем с авантюрным ретро-комиксом. Поэтому и излишне мелодраматичный финал с заламыванием рук кажется неуместным. Правда, есть среди апашей обаятельный толстяк, готовый завязать и жениться на корпулентной проститутке, но слишком уж много крови проливает он и его товарищи. Пусть и крови богатеев, которых, по идее, не так сильно жалеешь, как отверженных и оскорбленных детей улиц. И все же единственный, кому по-настоящему сочувствуешь — приютивший сироток слепнущий алкоголик-священник (Брюно Лоше из «Жвал» и «Таможня дает добро»), но ему по сюжету было положено сложить свою голову. Впрочем, относиться слишком серьезно к бойкому развлекательному фильму не стоит. Главное, что история мести Билли уложилась в уже позабытый ныне 90-минутный хронометраж и не успела надоесть.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Canal+; Centre National du Cinéma