16+
В стерильно чистом и до тошноты благополучном мире будущего нет места агрессии и насилию. Тех, кто вдруг не смог сдержать свои эмоции, ждет первое предупреждение и постоянный контроль со стороны сотрудника Службы помощи. После третьего предупреждения провинившихся отправляют в ссылку в так называемый Анклав. С таким взрывом гнева не справляется ученый и примерный семьянин Стас (Алексей Филимонов) — во время их обеда в ресторане с женой Ритой (Дарья Урсуляк) распоясавшийся наглец (Иван Мулин из «Казни» и «Перевала Дятлова») провоцирует его на удар по физиономии.
Судья (Алексей Кравченко) выносит вспылившему мужчине предупреждение и прикрепляет к нему болтающего без умолку инспектора-дебютанта Макса (Никита Еленев), который может покидать подопечного только в самые интимные минуты. После того как Стаса отправляют с работы в бессрочный отпуск, он находит у болтуна в папке фотографию своей бывшей возлюбленной (Марина Ворожищева из «Библиотекаря»), угодившей в Анклав, и пускается вдаль по волнам своей памяти. На этом его ловит и устраивает сцену Рита, которую тоже можно понять. С ней перестали общаться струсившие друзья, а на работе, где она аккомпанирует хору, поющему «Долгую счастливую жизнь» «Гражданской Обороны», начальница (Любовь Толкалина) давит фальшивым сочувствием. В таких условиях всем сложно управлять гневом.
На этой неделе в прокат выходит несколько заслуживающих внимания зарубежных фильмов, про которые здесь уже писали — холодная драма, хипстерская мелодрама и во всех смыслах темный триллер — но было бы несправедливо пропустить из-за них российскую антиутопию. Дебютант Илья Шагалов, выпускник Мастерской Кирилла Серебренникова, поставил фильм по сценарию Дмитрия Константинова («Оттепель»), и поначалу кажется, что это обычная фантастика про «новый прекрасный мир», где под маской довольства и стабильности скрывается неусыпный контроль и душащий страх.
Но к финалу отечественный аналог «Гаттаки» и «Шоу Трумена» (сценарий к обоим, кстати, написал Эндрю Никкола) постепенно превращается в рассуждение о странном ощущении свободы и преодолении навязанных барьеров. И тогда главным героем неожиданно становится не мучающийся рефлексией Стас, а вечно позитивный до идиотизма Макс. Филимонов здесь отступает от привычной манеры цедить слова и показывает новые стороны таланта. Впрочем, и к остальным актерам вопросов нет, в том числе к Анне Котовой (подруга Риты, попавшая в похожую ситуацию с мужем), и Павлу Кабанову (Клара Захаровна из «33-х квадратных метров»!) в роли психолога в ослепительно белой комнате.
Никакой Анклав зритель так и не увидит, зато сможет полюбоваться на парки строгой геометрической формы и одинаковые коттеджи из стекла, металла и дерева. И задуматься, что ему ближе — такой вот идеальный мир, где лучше не проявлять эмоции и говорить потише, или неизвестная свобода в конце тоннеля.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Кинокомпания «Слон»