Мария Парр — выдающаяся норвежская писательница. Критики причисляют ее к главным фигурам современной детской литературы и называют новой Астрид Линдгрен. «Вратарь и море» — это продолжение дебютной книги автора «Вафельное сердце». Сиквел вышел у нас в 2020 году в издательстве «Самокат». Хотя формально он ориентирован на детей и подростков, яркие персонажи и самобытная атмосфера книжки могут прийтись по душе многим взрослым.
Простые радости
Первая часть дилогии Марии Парр, «Вафельное сердце», рассказывала о приключениях мальчика Трилле и его соседки Лены. Парочка девятилетних детей попадала в разные истории: милые, забавные, а порой и опасные. В книжке был легкий сюжет, ироничное настроение, живые персонажи и их трогательные отношения.
Во «Вратаре и море» герои уже в седьмом классе. Трилле взрослеет. Он первый раз в жизни застревает перед шкафом, выбирая, что надеть, и начинает стесняться девочек. Лена же в душе остается ребенком и смеётся над повадками Трилле: «Ты вечно так, архангел недоделанный! Приятный, приличный, приветливый, правильнее некуда! Меня уже тошнит от этого!» Когда Трилле влюбляется в приехавшую из Голландии девочку, Лена с тоской понимает, что с природой не поспоришь. Детские шалости постепенно заканчиваются и сменяются свиданиями или цивилизованными играми вроде футбола.
Однако, несмотря на взросление героев, «вафельность» первой части не ускользает. По-прежнему умиляешься дружбе Лены и Трилле, их первым влюбленностям и убаюкивающе-размеренной сельской жизни. Мария Парр поселила подростков в вымышленную деревню вдали от цивилизации. А на подобных обочинах, как мы знаем по «Грозовому перевалу» и другим текстам эпохи романтизма, у людей всегда больше времени подумать и помечтать. Мария Парр знакомит нас с миром простых радостей, где на кладбище, возможно, водятся мертвецы, на причале по утрам ни души, а улыбка симпатичной девочки — это предел мечтаний: «Она так улыбнулась, что все мысли у меня в голове думаться перестали».
Новая детская литература
Постараемся разобраться, в чем своеобразие Марии Парр.
Во-первых, во «Вратаре и море» нет морали и поучений. Нет назидательного тона, а взрослые не истина в последней инстанции. Иногда и дети могут посмеяться над ними. Например, дедушка Трилле приукрашивает свой успех у девушек в юные годы: перед ним, мол, в очередь выстраивались. Лена отвечает: «Очередь? Жалко, я не видела. А бабушка Трилле тоже в ней стояла?» Парр подшучивает над взрослыми и детьми незлобно, любя, как поддевают друг друга члены семьи, благодаря чему во «Вратаре и море» создается домашняя атмосфера. Пожалуй, ирония, ненавязчивость в целом отличают качественный детский контент: например, остроумную «Свинку Пеппу» от беззубых «Трех котов», где родители образцово-показательные и растят таких же зверят. Если мы вспомним себя детьми, нам ведь никогда не нравились книжки с поучениями, они казались нам безликими и конформными. Мы скорее брали с полки ироничные «Вредные советы» Григория Остера о том, как поступать не надо, чем назидательные стихи Сергея Михалкова. Мария Парр прекрасно осознает, что морализаторством путь к сердцу не проложишь.
Во-вторых, книжки норвежской писательницы отличает отношение к детям и подросткам как к полноценным людям. Часто в литературе про школу рисуют характеры: хулиган, ботаник, красавица. Но в жизни не бывает чистых типажей, поэтому нам такие книжки неинтересны и, становясь старше, мы вообще редко обращаемся к этому жанру. Пример типажности — популярный «Дневник слабака» Джеффа Кинни с обычным подростком, ноющим, скучающим. Куда приятнее книжка вроде «Спасителя и сына» Мари-Од Мюрай, рассказывающая о буднях детского психолога. Из консультаций мы узнаем, что у мальчиков и девочек душевная жизнь такая же сложная, как у взрослых, и требует не менее серьезного подхода. Во «Вратаре и море» главная героиня, на первый взгляд, типичная Пеппи Длинныйчулок. Она заводила и генератор безумных идей. Однако если приглядеться ближе, она не всегда такая задорная. Она часто грустит. Ее беспокоит, что родители не могут завести еще одного ребенка. Она ревнует Трилле к его новой подружке. А ее задиристость и протестность скорее говорят о страхе перед взрослым миром и неумении играть по новым правилам. Она не типаж, а личность, сложная, противоречивая.
В-третьих, дети в книжке Марии Парр постоянно меняются. И это не перемены на уровне «не убирался в комнате — стал убираться в комнате». Никаких конфликтов придумывать не надо: жизнь у детей сама по себе сложная, они вынуждены постоянно развиваться и подстраиваться под требования внешнего мира. У главного героя Трилле подростковый кризис. Он влюбляется в девочку, но еще не понимает, что это значит. Он начинает сравнивать себя со взрослым дедушкой и ощущает свою неполноценность: «Эх, не так я на него похож, как хотелось бы, вдруг подумал я и приуныл. Ко мне девушки точно не будут в очередь выстраиваться». Его проблемы не надуманные, а реальные, и читать о них интереснее.
Хотя во «Вратаре и море» и слова нет о лайках и дизлайках, это очень современная детская литература, которая может быть интересна читателям любого возраста. Парр ничего не придумывает, а исследует подростковое, как в «Вафельном сердце» исследовала детское. Писательница с нежностью и иронией описывает эпизоды, через которые проходил каждый из нас, и учит ценить простые радости.
Автор: Лев Кузьминский