Что читать: «После банкета» Юкио Мисимы 

18+

Роман, вышедший на родине автора в 1960-м году, был недавно опубликован в России в издательстве «Иностранка» в чудесном переводе Елены Струговой. Юкио Мисима — культовая фигура литературы середины двадцатого века, самый известный японский автор, несколько раз номинировавшийся на Нобелевскую премию. Современники отмечали жесткость, пронзительность, поэтичность текстов Мисимы. Выход его произведений зачастую сопровождался скандалами: писатель шокировал публику небывало откровенными, часто политизированными текстами. «После банкета» не исключение. Расскажем о романе и истории вокруг него.

О романе

В произведении Мисимы повествуется о сорокалетней Кадзу, управляющей японским рестораном для богатых посетителей. Однажды после банкета на работе она знакомится с послом в отставке Ногути, влюбляется в него и выходит замуж. Их отношения, поначалу спокойные, меняются, когда накаляются противоречия в политической жизни Японии.

Читатель обнаружит в «После банкета» типичные для Мисимы мотивы и темы: созерцательность, одиночество, бедность внешней жизни, богатство внутренней, политика. Но прежде всего это роман о любви и о том, как сильно она меняет человека.

В начале книги Кадзу предстает перед нами мудрой спокойной женщиной, которая всегда готова помочь людям в отношениях, но сама их не ищет. Ей нравится быть одной. Она смотрит на окружающий мир отрешенно, слегка насмешливо.

«Что делают сейчас молодые люди? – часто говорила Кадзу. – Они всего лишь носят другую одежду, но внутренне совсем не изменились по сравнению с прежними поколениями».

Когда Кадзу увлекается Ногути, она перестаёт философствовать и сама становится частью суеты, о которой рассуждала. С одной стороны, она счастлива, что влюбилась: «эта радость впервые позволила ей почувствовать давнее одиночество». С другой стороны, с красивыми чувствами приходят и мелкие, праздные мысли, над которыми Кадзу раньше иронизировала.

«Прямо у калитки Кадзу кольнула ревность: так аккуратно сидело на Ногути кимоно. Кто помогал ему одеваться?»

А потом начинаются политические интриги, измены и прошлой мудрости, сдержанности Кадзу как не бывало. Кадзу совершает вещи, которые осудила бы, и говорит то, над чем посмеялась бы.

«После банкета» — это красивая история о любви и цене, которую за нее платишь. Для Мисимы слияние с другим человеком — это потеря себя. Стоит ли оно того?

Об истории вокруг романа

Первые романы Мисимы, среди которых «Исповедь маски» и «Золотой храм», сделали его самым успешным молодым автором Японии. Уже когда ему было тридцать лет, публиковались его собрания сочинений. Все, что Мисима писал после, было спорно: что-то не нравилось критикам, что-то читателям.

Мисима подливал масла в огонь тем, что страстно увлёкся политикой и не стеснялся выражать свои взгляды в творчестве. Не все были с ними согласны, вокруг романов кипели скандалы. Дипломату Хатиро Арите показалось, что «После банкета» высмеивает лично его. Харито подал на Мисиму в суд за то, что тот посягнул на неприкосновенность его частной жизни. Дело после громких заявлений особо не продвинулось и было завершено со смертью дипломата в 1965 году. Конечно, это было ограничение свободы слова по воле зазнавшегося политика, что само по себе достойно осуждения. Но были ли обвинения правдивы, смогут разобраться только эксперты. Учитывая ангажированность Мисимы, думаешь, что вряд ли политик в его романе не имел прототипов.

С выходом «После банкета» и ещё нескольких романов Мисима все больше превращался в политического фанатика, и это увлечение привело Мисиму к странному и трагическому финалу. К событиям, о которых было снято несколько фильмов и написано множество книг. В 1970 году Мисима попытался поднять мятеж в токийской военной школе. Он призвал военных восстановить императорскую власть, вернуть Японию в прошлое, в эпоху самураев. По тем временам идеи Мисимы считались странными и чудаковатыми, и мятеж не задался. Разочарованный Мисима совершил сэппуку. Поступок Мисимы расценили как экзотику, на которую мог отважиться только истинный фанатик. Но многие понимали, что автор уже не раз упоминал о самоубийстве и лишь искал для него повод. Этот маскарад окончательно упрочил за Юкио Мисимой статус скандального культового автора, о котором интересно порассуждать даже жителям далекой России.

«После банкета» не лучший роман Мисимы, не самый пронзительный, не самый драматичный, не самый провокативный. Но он все равно достоин внимания, потому что написан умно и интересно одним из самых талантливых авторов своего времени. И он, безусловно, понравится всем, кто любит истории о любви и политике.

Автор: Лев Кузьминский