Ксения Букша — современная российская писательница и поэт, лауреат премии «Национальный бестселлер». Я с интересом слежу за творчеством автора. Романы «Завод “Свобода”», «Открывается внутрь», «Чуров и Чурбанов» в свое время произвели на меня огромное впечатление. Я решил рассказать о последнем романе писательницы «Но человека человек. Три с половиной убийства», вышедшем осенью ушедшего года.
Типок Дибок
Роман состоит из четырех новелл, которые рассказывают о преступлениях. В первой рассказывается о студентке Ксюше, которая влюбилась в мужчину по фамилии Дибок. Он старше ее, работает на Ксюшиного отца, кажется невзрачным неудачником, но этим и вызывает у главной героини сочувствие и симпатию. Между ними завязываются отношения, и Ксюша по неопытности не замечает, что возлюбленный играет ее чувствами, используя Ксюшу в своих целях, а после и вовсе готовит заговор против отца девушки.
С сочувствием следишь за тем, как Ксюша все прощает возлюбленному, но себя казнит за каждый пустяк. Дибок может спать с другими, а она нет. Дибок нуждается в деньгах, а ее семья меньше. Ксюша поглощена первой любовью, в то время как ее молодой человек сохраняет холодность. «Он как будто полувыключался, слегка отсутствовал, и только глаза кое-как, вяло, из-под век глядели на этот презренный, никому не нужный мир». Это безразличие томит Ксюшу: что она делает не так? Все больше ненавидя себя, идя на все большие жертвы, девушка приближает роковую развязку.
Букша отчетливо изобразила девушку-отличницу, которая в отношениях хочет продемонстрировать свои лучшие стороны. Но Дибок видит в ней лишь наивного ребенка, которым можно воспользоваться. Писательница убедительно показывает: любого, даже самого разумного и рассудительного человека можно свести с ума. И следить за гибелью благородной девушки, читать ее записи — все равно что наблюдать за психологической пыткой. Правдоподобно показан Дибок, который давит на чувство жалости и вины и получает от Ксюши все что хочет; мужчина, который, по словам главной героини, «на грани стоит, его нельзя мерить их мерками». Сочувствуешь и родителям девушки, которые не ценили, что имели. «Не нужно было вообще отправлять ее в школу. Нужно было посадить на колени, расчесывать ее волосы, радоваться каждому ее слову», — говорит Ксюшина мама.
В историю веришь. Чувствуешь, что такое случается часто, и становится не по себе.
Хорошие, плохие, злые
Вторая новелла не менее драматична. У тридцатилетней Яны отношения складываются не так удачно, как хотелось бы. И хотя Егор, партнер Яны, неприятный человек, она во всем винит себя. «Раз уж самая близкая и родная душа (на роль которой она назначила Егора) не может Яну принимать и уважать, то для нее в принципе невозможны нормальные отношения с людьми» – так рассуждает главная героиня. У женщины были десятки партнеров, которые не оценили ее по достоинству. Яна не сможет перенести еще одну потерю, «если бы она ушла от Егора, тем самым она подтвердила бы его правоту: ты не человек среди людей, не можешь быть ни с кем».
Если Ксюша, героиня первой новеллы, учится в институте, то Яна уже задумывается о создании семьи, воспитании ребенка. Она боится опоздать, «начала беспокоиться о часиках» и в спешке хватается за первого попавшегося человека. С ужасом следишь за тем, как Яна живет с домашним тираном, находит оправдание его выходкам, лишь бы ее желание исполнилось. Ситуация накаляется, сюжет движется к трагической концовке.
Пока читаешь первые две новеллы, тебя не покидает чувство жалости к людям, которые заслуживают большего, но сами не понимают этого. А также тревожит безнаказанность людей, которые воспользовались лучшим в других. Но этим злодеям тоже в какой-то мере сочувствуешь: они как будто не контролируют себя, не живут, а существуют. Новелла «Я убил свою соседку» — это исповедь преступника. Как и в романе «Открывается внутрь», здесь Букша использует прием потока сознания. «Это одно из прекраснейших мест Москвы здесь я собираюсь закончить свой жизненный путь после того как расскажу как и почему я убил свою соседку», — ведет печальный монолог главный герой, попавший во власть своих темных чувств. Ему невольно сопереживаешь: он такая же жертва, как убийца. Как писал австрийский психолог Вильгельм Райх: «Сначала человек убивает что-то в себе, потом он начинает убивать других».
Как и предыдущий роман Ксении Букши «Чуров и Чурбанов», новая книга исследует темные стороны человеческой души. В каждом из нас есть злое начало, но кто-то ему подчиняется, а кто-то находит в себе силы бороться. Печальная истина романа в том, что перешедшие на сторону зла иногда остаются безнаказанными, а хорошие страдают всегда. Благодаря убедительным персонажам, правдоподобным историям и тоскливо-щемящему ощущению несправедливости мира «Но человека человек» можно назвать одной из самых выразительных книг ушедшего года.
Автор: Лев Кузьминский