Первые гимназии появились в Москве еще в XVIII веке, а в следующем столетии их были уже десятки – мужские и женские (тогда было раздельное обучение). Однако и в тех, и в других преподавателями были почти всегда только мужчины. Зачастую один и тот же преподаватель вел уроки как в мужской, так и в женской гимназии, чем нередко пользовались гимназисты и гимназистки, передавая в карманах или галошах таких учителей записки друг другу.
РУКОВОДИТЕЛИ ГИМНАЗИЙ
Руководил мужской гимназией директор, женской — начальница. У каждого класса был наставник или наставница. Преподавались в гимназиях арифметика, алгебра, география, различная история, древние и новые языки, чистописание, рисование, Закон Божий, русский язык и литература. Кстати, темы для сочинений не меняются уже больше ста лет. В гимназиях были те же «образы» Онегина, Катерины, «Луч света в темном царстве», существующие и поныне. В тетрадях при проверке работ было принято отмечать не только плохое, но и хорошее — удачное сравнение, хороший слог, вывод.
Бывшая усадьба Салтыковых на Суворовской площади в Москве. В XIX-начале XX веков — Екатерининский институт благородных девиц. Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Если были сложности с дисциплиной, виновных выгоняли с уроков, делали записи в дневниках, вызывали родителей, оставляли без обеда после занятий, ставили к стенке во время уроков. Для того, чтобы с гимназистами и гимназистками легче было справиться, их нередко рассаживали следующим образом — на первые парты сажали тех, кто учился отлично, а на последние ряды или «камчатку» — двоечников.
ФОРМА ГИМНАЗИСТА
Гимназисты и гимназистки обязаны были ходить в форме и не имели права показываться на улицу без нее. Ученики мужских гимназий носили кителя и брюки темного цвета, а сверху — шинели, подпоясанные ремнем с пряжкой, на которую часто наносилось в сокращенном виде название гимназии. На голове у гимназистов должна была быть фуражка. Ученицы носили темные платья с наглухо застегнутым воротником.
Московский педагогический государственный университет на Малой Пироговской улице. С конца XIX века до 18-го года XX века здесь размещались Высшие женские курсы. Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Занятия в учебных заведениях начинались в девять часов утра и шли до двух или трех часов дня. На каждый день в каждом классе назначался дежурный, в обязанности которого входило читать молитву перед началом урока и в конце его, следить за порядком в классе, открывать и закрывать форточки, называть учителю фамилии отсутствующих на уроке. Входящих в класс учителей приветствовали вставанием. В каждом классе училось до 40 человек. Сами классные комнаты освещались керосиновыми лампами и отапливались печами, за которыми следил гимназический сторож. В воскресенье был выходной день. Кроме того, неучебными днями были все великие двунадесятые церковные праздники, дни тезоименитства царя и царицы и некоторые другие дни. Также, ученикам мусульманского и иудейского вероисповедания разрешалось не посещать занятия и в дни своих больших религиозных праздников.
Здание на Спартаковской улице в Москве, в котором в XIX-XX веках размещалась 2-я Московская гимназия. Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Принимали в гимназию по результатам вступительных экзаменов. Поступающие писали изложение (Лев Кассиль в своей известной книге “Кондуит и Швамбрания” приводит текст такого изложения: «Купи поросенка за грошш, посади его в рожж, будет он хорош». Нужно было правильно поставить мягкий знак), сдавали арифметику и читали на славянском небольшой фрагмент Священного Писания. После поступления в гимназию ученику выдавался гимназический билет, в котором, помимо основных сведений о владельце, содержались правила поведения гимназиста. Выпускники гимназий получали аттестат, в котором выставлялись итоговые оценки, а также отмечалось поведение воспитанника «в бытность свою в этом заведении». Нередко выпускники «за отличное поведение, прилежание и хорошие успехи» награждались похвальными листами, книгами, а те, кто заканчивал гимназию на «отлично», получали золотую медаль.
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ
Гимназия была с изучением трёх иностранных языков (французский, немецкий и английский) и в старших классах назначались три языковых дня в неделю, когда гимназистки в стенах гимназии обязаны были везде (не только в классах, но и на переменах между собой) говорить только на том или ином иностранном языке. Провинившихся (говоривших по-русски) наказывали — вешали на шею на шнурке большой картонный красный язык, с которым виновная должна была ходить целый день.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется