Chinatown в центре Москвы: чайный дом Перлова

 

Из истории известно, что родоначальником Перловых был купец Рогожской слободы Иван Михайлов (1700 – 1759). Его сын Алексей в 1787 году открыл в Москве первые лавки по розничной торговле чаем, а в 1807 году принял новую фамилию Перлов. Так начиналась история чайной империи рода Перловых. В 1836 году Перловы получили звание почетных граждан, которое давалось только за безупречную десятилетнюю работу в купечестве 1-й гильдии, а также активную благотворительную работу.

Чайный дом Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Сын Алексея Ивановича Василий продолжил родовое дело отца и вложил семейный капитал в создание фирмы “Василий Перлов с сыновьями. Товарищество чайной торговли”. Купец взялся за дело с размахом, и к концу XIX века Перловы имели 88 магазинов в России и Европе, а в Москве за ними числилось 14 магазинов на центральных улицах.

Чайный дом Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В год столетия фирмы Перловых, по указу царя Александра III, им было пожаловано дворянство – “во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг”. Фамильным символом стал чайный куст, украсивший нашлемник герба, шесть крупных жемчужин ознаменовали фамилию, а в качестве девиза была выбрана фраза: “Честь в труде”.

Фрагмент входной группы чайного дома Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

После смерти Василия Алексеевича в 1869 году произошел раздел. Фирма “Василий Перлов с сыновьями” отошла его старшему сыну Семену вместе с фамильным домом на 1-й Мещанской улице. Младший сын купца Сергей Васильевич получил дом на Мясницкой, 19 – бывшая усадьба Измайлова, купленный Василием Алексеевичем еще в середине XIX века. Он основал свою фирму – Товарищество чайной торговли “Сергей Васильевич Перлов и Ко”.

Чайный дом Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1891 году на участке началось строительство нового трёхэтажного особняка в стиле позднего ренессанса. Проект принадлежал одному из самых востребованных архитекторов Москвы XIX века Роберту Юлиусу Клейну. Строительство продолжалось два года и было завершено в 1893 году. Весь первый этаж занял чайный магазин Перлова, а второй и третий — наёмные квартиры и апартаменты самого хозяина.

Интерьер чайного дома Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Несмотря на высокий профессиональный авторитет Клейна, Перлов решил переделать фасад здания. В его голове появилась идея устроить фасад на китайский манер. Этот ход был связан с планируемым приездом в Москву на коронацию Николая II чрезвычайного посла и Канцлера Китайской империи Ли Хунчжана.

Интерьер чайного дома Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Предприимчивый Перлов рассчитывал, что китайский чиновник по прибытию остановится именно в его доме на Мясницкой, будучи пораженный изыску и услужливости купца. Очевидно, что Сергей Васильевич рассматривал ход перестройки фасада, как возможность заключить несколько выгодных контрактов для своего чайного дела. А через кого решать этот вопрос, если не через сановника?

Роспись потолка в чайном доме Перлова

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Полной переделкой фасада дело не закончилось. Интерьеры дома Перлова также были изменены. Стоит отметить, что руководил новым проектом все тот же Клейн, однако автором выступил Карл Гибиус, которые был известен, как семейный архитектор столичных купцов Бахрушиных. В 1896 году дом предстал совершенно в ином облике.

Интерьер чайного дома Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В новом доме все было исключительно в китайском стиле: крышу украсили аккуратной башенкой в виде двухъярусной пагоды, по фасаду “расползлись” лепные змеи и драконы. Образы диковинных рептилий разбавили китайскими зонтиками и фонариками, а крышу украсили черепицей.

Все надписи над широкими витринами были стилизованы под китайские иероглифы. Известно, что большинство отделочных материалов доставлялись напрямую из Китая. В жилых помещениях Сергей Перлов разместил богатейшую коллекцию китайской живописи и фарфора. Помимо магазина в доме также разместились главная контора Товарищества Перлова и чаеразвесочная фабрика.

Коллекция китайского фарфора в чайном доме Перлова

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Однако, старания московского купца оказались напрасными: Ли Хунчжан по прибытии в Москву поселился на 1-й Мещанской улице. Сановник принял приглашение родного брата и конкурента Сергея – Семёна Перлова, владельца Товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Тем не менее, внешний вид чайного дома стал визитной карточкой фирмы Сергея Перлова. Новый стиль пришелся по душе москвичам и сыграл большую роль в рекламе его бизнеса.

Малоизвестный факт: Сергей Васильевич Перлов, в отличие от своего брата, всегда ориентировался на состоятельную аудиторию. И именно в магазине на Мясницкой, 19 впервые стали продавать чай не в картонных упаковках, а в жестяных банках с авторской росписью. А для самых богатых клиентов Перлов продавал чай в хрустальных чайницах.

Фарфоровая ваза и витрины чайного дома Перлова на мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Сергей Васильевич, также занимавший общественные должности, всю жизнь помогал Оптиной пустыни и Шамординскому монастырю, где монахиней была сестра писателя Льва Толстого. Здесь же он обрел и последний приют в 1911 году.

После смерти мужа Анна Яковлевна Перлова жила с семьей старшей дочери, Варвары Казаковой, в доме на Мясницкой, 19, где занимала 2-й этаж. По воспоминаниям её правнучки В.Н.Орловой-Пупышевой: «Жили они как монашки, ходили к ней какие-то тихие женщины, все в черном. Ела все постное. Любила гречневую кашу, и в революцию ее только удивляло, почему переведены часы на час, и трудно достать гречневую крупу. Умерла она в феврале 1918 года».

Элементы интерьера чайного дома Перлова

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В годы революционных событий дом национализировали. Все жилые помещения превратились в коммунальные квартиры. Однако традиции сохранились — с 1920-х годов здесь работал магазин чая и кофе «Чаеуправление». По статусу чайно-кофейной торговли он был сравним со знаменитым Елисеевским гастрономом.

К началу 1990-х годов чайный дом Перлова оказался на грани разрушения: деревянные конструкции были поражены грибком, коммуникации обветшали, а подвалы для хранения чая были затоплены водой. Аварийное состояние дома сказалось на интерьере и фасаде: большинство уникальных декоративных элементов осыпалось.

Торговый зал чайного дома Перлова

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В 1998 году правнучка Сергея Васильевича Перлова Жанна Киртбая заключила от имени собственной компании ООО «Перловы и К°» контракт на восстановление фамильного здания. По инвестиционному соглашению наследница привлекла к восстановлению декора специалистов из Китая, однако фаянсовые детали фасада потрескались от столичных морозов.

Фасад чайного дома Перлова на Мясницкой улице

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

После китайских специалистов к реставрации были привлечены рестовраторы ФГУП «Спецреставрация». Авторами проекта выступили С.А. Куприянова и Н.И. Сафонцевой. В ходе проведённых в 2000—2011 годах реставрационных работ была восстановлена утраченная отделка фасада, в торговый зал вернулась позолота.

Реставраторы восстановили росписи на потолке и филёнках, отреставрировали предметы интерьера — китайские фарфоровые вазы, витрины-шкафы и фонарики. На фасад здания вернулась оригинальная полихромная окраска. Часть декоративной лепнины и фаянсовых изразцов специально изготовили в Китае.