После двухлетнего снижения объема свободных арендных площадей в столичных торговых центрах — на 11,7 % в 2022 году и на 8,2 % в 2023-м — начался обратный процесс. В третьем квартале 2024-го доля вакантных мест в ТЦ Москвы увеличилась с июньских 5,2 до 5,4 %, а в 2025-м ожидается ее рост до 6 %, сообщает «Коммерсантъ».
Это может быть связано с оптимизацией сетей ретейлеров, в частности с отказом от занятых после ухода иностранных брендов помещений, которые оказались неэффективными. Скорее всего, закрытие торговых точек не будет массовым, но ребрендинг либо перевод магазинов в новые локации вполне ожидаемы.
Согласно подсчетам IBC Real Estate, после массового исхода зарубежных брендов в 2022 году ретейлеры из РФ и дружественных стран (Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Just Clothes, Rendez-Vous и т. д.) заняли 730 тыс. кв. м освободившихся торговых площадей. Однако сдерживающими факторами стали снижение покупательского интереса и перенасыщение рынка в том числе fashion-товарами, отмечают эксперты «Ъ».
В частности, в 2022–2023 годах на рынок вышло много новых брендов, которые не всегда правильно прогнозировали продажи и не имели запаса прочности. Такие игроки, скорее всего, уйдут, если не сумеют найти свою нишу. Кроме того, не способствуют развитию ретейлеров дорогие кредиты и усиливающаяся конкуренция с маркетплейсами и интернет-магазинами.
Тем не менее возможно, что вакантность торговых площадей останется на уровне 5,5 % из-за снижения объема ввода торговой недвижимости. Например, если в 2018–2021 годах в Москве ежегодно строилось 135–360 тыс. кв. м торговых объектов, то в 2022-м — уже 124 тыс. кв. м, а в 2023-м — всего 38 тыс. кв. м. И даже реализация отложенных проектов пока не сможет переломить эту тенденцию.