Выехать из тени: как вернуть таксистов в легальную сферу

Высокие требования, комиссии агрегаторов и рост цен вынуждают таксистов все больше уходить в тень и брать заказы через мессенджеры, сообщает «Коммерсантъ».

Сейчас в РФ расширяется сеть чатов для вызова такси: например, в VK уже 3,8 тыс. таких групп, в Telegram — 234 группы и 29 чат-ботов плюс «серые» каналы-агрегаторы. Одна из причин — подорожание легальных услуг, отмечают эксперты «Ъ». По данным Росстата, в июле 1 км проезда на такси вырос на 26 % год к году, до 43,11 руб. При этом нелегалы предлагают цены ниже минимум вдвое, так как не отдают агрегатору 20–30 % заработка и не оплачивают таксопарку ежедневную аренду авто.

Кроме того, за два года требования к таксистам так ужесточились, что их стало сложно выполнять. В частности, год назад закон «О такси» уравнял арендные организации и частников — и теперь последние просто не могут попасть в легальный реестр. К примеру, из-за отсутствия инфраструктуры они не способны ежедневно проходить медосвидетельствования и техосмотры. При невозможности выполнять требования закона 72 % водителей готовы уйти в тень.

Официальные сервисы уже отмечают отток клиентов. Из-за роста теневого рынка такси госбюджет может недополучить около 30 млрд руб. налогов. К тому же в отсутствие контроля нелегальные поездки опасны для жизни и здоровья и водителей, и пассажиров.

Для «обеления» такси следует учесть в транспортном законодательстве самозанятых водителей: сейчас в РФ их около 2,5 млн, однако зарегистрированных — 650 тыс., а с разрешением на работу в такси — всего 21 тыс. человек. А например, облегчить контроль за состоянием водителя и машины можно за счет цифры. Тем более в РФ планируют запустить спецсервис для онлайн-обмена транспортными документами в сфере такси — над ним работают Минэкономики и Минтранс.

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется