В преддверии праздников вспоминаем современных писательниц. Наш список не всеобъемлющ — хорошей женской прозы на русском намного больше. Обойдемся и без громких заявлений: это не самые главные или лучшие писательницы. Просто несколько авторов, без которых жизнь была бы скучнее.
Людмила Петрушевская
Самая старшая писательница в списке, настоящая королева «чернухи». В хорошем смысле «чернухи», ведь она у Петрушевской не только вот такой вышины, но и вот такой глубины: за персонажами следишь с интересом, сопереживаешь им, с волнением наблюдаешь за тем, как они выпутываются из непростых раскладов. Ситуации иногда приближены к реальности: кто-то остался без дома, кто-то обеднел, кто-то забеременел, хотя не хотел. А иногда творится что-то хтоническое, как, например, в романе «Номер Один, или В садах других возможностей»: там незадачливому герою приходится спасаться от загадочных шаманов. Так или иначе, все творчество Петрушевской пронизано ощущением безнадёги с примесью светлой грусти.
Главная книга: «Время ночь»
Повесть написана от лица пожилой поэтессы. У нее проблемы с семьей, деньгами, квартирой… И хотя жизнь показывает кукиш, текст воодушевляет: не у тебя одного все плохо, не ты один ищешь утешения и иногда находишь его в мелочах. Именно повесть «Время ночь» в свое время прославила Петрушевскую и превратила ее в нового классика.
Выбор редакции: «Реквиемы»
На площадке сидит девочка-сирота, похожая на Йоко Оно. В театре ставит спектакль несчастная пожилая женщина. Что у них общего? Они обе умрут. Эти и другие герои умрут в сборнике рассказов «Реквиемы» и в очередной раз напомнят о страшном конце, который ожидает каждого. Возможно, даже помогут его принять.
«А ведь был выход, был: отнестись ко всему как к мимо проходящему, как к театру (как Шекспир), но что-то, видимо, не дало Саше так легко отнестись к своей жизни, что-то помешало не страдать, не плакать. Что-то толкнуло ответить раз и навсегда, покончить с этим».
Ксения Букша
Она написала самые остросоциальные книги в нашем списке. В библиографии Букши политическая сатира «Рамка», роман о приёмных детях «Открывается внутрь» и журналистское расследование «Завод «Свобода». Но и тексты о повседневности полны размышлений о человечестве. Люди у Букши по природе не злые, но и не добрые. Они едва балансируют по середине, причём кто-то еще держится, а кто-то уже провалился в пропасть.
Главная книга: «Завод «Свобода»
Роман в духе «новой журналистики»: расследование реальной ситуации, а не выдуманный сюжет. Люди работают на заводе много лет, образуют тесное сообщество, а потом Советский Союз кончается, и завод теряется в новом времени. Все важное оказывается миражом, и смысла больше нет. Книга принесла писательнице премию «Национальный бестселлер».
Выбор редакции: «Но человека человек»
Последняя на текущий момент книга Букши — это сборник рассказов про три с половиной (да да) убийства. Люди один за другим становятся животными и не спешат превращаться обратно. Жалко всех: и жертв, и убийц — они тоже предстают жертвами худшего в нас.
«Внизу стоит плотная пробка позади меня машины проезжают одна за одной въезжая на петлю развязки. Это одно из прекраснейших мест Москвы здесь я собираюсь закончить свой жизненный путь после того как расскажу как и почему я убил свою соседку».
Нина Дашевская
Чтобы отвлечься от мрачных тем, расскажем о писательнице, которую называют русской Астрид Линдгрен. Нина Дашевская пишет для подростков. Однако ее произведения могут увлечь и взрослых. Герои текстов — это умные, но немного проблемные дети, которые часто увлечены музыкой: Нина Дашевская профессионально занимается скрипкой и наделяет персонажей похожими интересами.
Главная книга: «Вилли»
История о первой любви к очень высокой девочке и говорящем велосипеде, которая, наверно, способна растрогать каждого. Повесть стала лауреатом премии Владислава Крапивина и любима во многих семьях. Даже если вы велосипед, ваше масло потечет на асфальт.
Выбор редакции: «Я не тормоз»
Мальчик Игнат не похож на типичного ноющего подростка. У него легкая гиперактивность и ненасытный интерес к миру вокруг. Стиль книги такой же энергичный, как ее главный герой.
«Я вообще быстро читаю, пропускаю иногда слова или целые предложения, если понятно, о чём речь. Если мне книга нравится, то я себе говорю: Читай медленно! Давай-давай, каждое слово! И так внимательно, медленно читаю пять строчек… И оказывается, что это было такое напряжение для меня! И я ничего не помню. И тут же срываюсь опять. Вот говорят: не глотай! Мама говорит, папа; да и Марго тоже: не глотайте книги! Читайте медленно, вдумчиво там… А я не могу. Если я иду медленно, у меня мышцы начинают болеть, я устаю, как чёрт! И то же самое с книжками. Не могу я медленно!»
Наталья Евдокимова
Осторожно! Здесь проводятся эксперименты над детской литературой! Наталья Евдокимова не похожа на Астрид Линдгрен или других писателей. Она создает тексты, которые полны странных, беспорядочных событий. Пространство и время условны, всем управляет безграничная детская фантазия.
Главная книга: «Конец света»
Действие происходит в антиутопическом будущем. В мире регулярно происходит конец света, и вселенная преобразуется. Однако главные герои — обычные московские школьники, — в отличие от взрослых, легко адаптируются к любым изменениям. Евдокимова — человек с очень ярким воображением, и ее книга за несколько лет приобрела культовый статус.
Выбор редакции: «Кимка & компания»
Книга еще более ярко, чем «Конец света», раскрывает тему детского воображения. Мир здесь не ограничен ничем, кроме мыслей героя. Полет в космос, пингвины, инопланетяне, параллельные пространства — все возможно и доступно. Сюжета в традиционном понимании нет, ну и славно — сюжеты для скучных взрослых.
«И тут я вдруг подумал, что мы взрослые с Астей, на камне стоим и на горизонт смотрим, и в капюшоны нам ветер дует, что я сразу про это решил не думать и говорю:
— Хочется чего-то сюжетного, чтобы не сразу всё, а по очереди.
Астя тут же надулась, и не от ветра, а сама по себе.
— Всё сразу, — говорит она, — это быстро, а по очереди — долго очень».
Маша Богатова
Не разу не писали о комиксах. Между тем, графические романы — это тоже литература. А Маши Богатовой — еще какая! В лавках комиксов на ее книжки сразу обращаешь внимание. Очень яркие цвета, как на картинах какого-нибудь Нольде, и ручные, не компьютерные рисунки обещают что-то драйвовое и непосредственное.
Главная книга: «Хроники Мишки»
Читатели знают Машу Богатову прежде всего как создательницу мира, в котором перемешаны люди и животные, а главный герой — это грустный пьющий Мишка. Конечно, антураж напоминает «Коня БоДжека». Можно сказать, это отечественный вариант истории: вместо ковбойской лошади с пивом — медведь с водочкой. Однако, как известно, «Конь БоДжек» — это величайшее достижение человечества, и вдохновляться им можно и нужно.
Выбор редакции: «Стресс»
Книгой про преодоление депрессии сейчас мало кого удивишь – кажется, никого из современных писателей болезнь не обошла стороной. Что цепляет: выразительные рисунки, которые при своей минималистичности передают гамму эмоций, а также остроумные визуальные находки. Подруга не просто подруга, а ходящий цветок, а плавательный круг внезапно оказывается луной.
Евгения Некрасова
Писательница создает новую мифологию. Героями ее книг могут быть кикиморы и домовые, которые вписаны в современную реальность. Впрочем, от коммерческого фэнтези и мистики книги Некрасовой далеки как Тридесятое царство. Они литературно изысканны и полны занятных экспериментов.
Главная книга: «Калечина-Малечина»
Катя — обычная московская девочка, который живется непросто. Учителя в школе ее ненавидят, одноклассники обижают, родной дядя хочет изнасиловать. Катя думает свести счеты с жизнью, но ей на помощь приходит кикимора — воображаемый друг и верный спутник в страшном мире. Роман пронзительный и, к сожалению, очень достоверный.
Выбор редакции: «Кожа»
Последняя на текущий момент книга автора рассказывает историю Домны, крепостной крестьянки, и Хоуп, чёрнокожей рабыни на американской плантации. Однажды они встречаются и решают поменяться кожей. Амбициозный роман, в котором Некрасова с похвальной смелостью сопоставляет нашу и западную цивилизацию и, кроме того, остроумно вплетает в повествование фантастические элементы.
«Моя кожа — русская. Среднерусская. Белая, бледная, с синеватым оттенком от недостатка витамина D. Готовая быстро и надолго ответить на случайный или специальный удар фиолетово-желтым синяком. Красной блямбой распухнуть от укуса комарихи. Моя кожа бывает скользкая от сала, которое выделяет. В ее широких порах быстро созревают гнойные прыщи и растут черные толстые волосы. Кожа часто чешется, и я извиваюсь, барахтаясь внутри нее. Я ощущаю кожу отдельным живым мешком вокруг себя, я существую в нем как детеныш, который не способен начать жить самостоятельно».
Алла Горбунова
Творчество писательницы можно отнести к жанру «автофикшн» — люди пишут о жизни поэтично, почти ничего не придумывая. Алла Горбунова наряду с Оксаной Васякиной, лидер этого модного направления в России. Однако тексты первой живее и изобретательнее. Не просто так, перед тем как стать прозаиком, Горбунова много лет писала стихи.
Главная книга: «Конец света, моя любовь»
Книга Горбуновой — о собственной молодости, которая пришлась на лихие девяностые и стабильные нулевые. В душе рассказчицы бушуют страсти, жизнь полна переживаний по поводу семьи, друзей, возлюбленных. Но непонятно, какое на самом деле все это имеет значение: есть странное чувство, будто скоро наступит конец света.
Выбор редакции: «Вещи и ущи»
Первый прозаический сборник Горбуновой, который она сначала хотела назвать «Сказки для чокнутых». Истории действительно изображают персонажей, которые оказываются в странных состояниях. Кто-то ощущает столкновение Земли с другой планетой. Кому-то видится, что он жарится в аду. А на кого-то просто нападает «бред бытия». В любом случае в обычную скучную жизнь уже не вернуться.
«Весенними вечерами, когда несло в воздухе черёмухой и зелёной прохладой, и осыпались на тротуары скелетики цветов, на Гектора Аристарховича, школьного учителя математики, нападал бред бытия. Это было как-то связано с душой, тоской и судьбой, но прозрачнее, чем они, и чище, считал Гектор Аристархович. Чище — потому что у каждого человека была своя душа, тоска и судьба, и порождали они свой собственный бред, в этом бреду человек жил обычно всю жизнь, так и не приходя в себя, и снился ему дурной выморочный сон, канитель, скука, а, может, иногда приходил человек в себя — изредка, по ночам, как мертвец выбирался из гроба и сквернословил небо…»
Марина Степнова
Продолжательница Толстого, Достоевского и Чехова и наиболее традиционная писательница в списке. Она пишет серьезные романы о серьезных людях, чаще всего о врачах. Однако реалистичность не делает книжки Степновой скучными. Они глубоко психологичны, полны сильных эмоций и душевных терзаний.
Главная книга: «Женщины Лазаря»
Благодаря это книге Мария Степнова стала лауреатом «Большой книги» и, по мнению большинства, по сей день она остается opus magnum автора. История жизни гениального ученого и трех женщин: двух его любовниц и дочери, — это очень качественная проза, которая понравится всякому ценителю словесности: неторопливые описания, яркие переживания и вся красота русского языка.
Выбор редакции: «Безбожный переулок»
Доктору Ивану Огареву скучно, и он всю жизнь пытается вырваться из рутины. Даже влюбляется. Но и это светлое чувство, при тщательном медицинском анализе, — лишь унылое бурление гормонов. Гораздо более камерная, но тем более пронзительная история уставшего человека. Уставшего не в силу возраста, а с самого рождения.
«Он был словно спрятан в самой глубине идеально отшлифованной ледяной глыбы. Видно отлично, но, как ни ощупывай, как ни прорывайся, ладони наталкиваются на гладкое, холодное, неживое. Теплел, только когда смотрел на пациентов. Да и то — едва-едва. Все остальное время стоял в середине непроницаемого невидимого круга. Совсем один».
Автор: Лев Кузьминский