18+
В этом выпуске рубрики расскажем про несколько популярных российских сериалов, снятых по книгам Александра Терехова, Алексея Иванова и Михаила Елизарова.
«Немцы», 2020, Стас Иванов
Великий комбинатор и циничный интриган Антон Эбергард руководит пресс-службой одной из московских префектур в лужковские времена. Он решает дела, обкашливает вопросики и пропускает через себя крупные денежные потоки. Всё меняется, когда его начальником становится новый префект, самодур с садистскими наклонностями, которого все боятся, ненавидят и справедливо зовут за глаза не иначе как монстр. Кроме того, бывшая жена Эбергарда настраивает против него дочь и не дает им видеться, а он прямо-таки одержим общением с ней. Есть еще беременная молодая любовница, которая вызывает у Антона, прямо говоря, смешанные чувства. И так непростая жизнь героя превращается в кошмарный кафкианский лабиринт, из которого нет выхода, тем более, что разыгранная им сложная финансовая схема с тендерами на школьное питание приводит его к полному краху.
Роман Александра Терехова, лауреат премии «Национальный бестселлер» в 2012 году и финалист «Большой Книги» и «Русского Букера», по идее представляет собой сатиру на коррумпированное московское чиновничество, но написан не в ерническо-фельетонном стиле, а как модернистское произведение — с постоянным потоком сознания главного героя, рваными предложениями, общим ощущением нестабильности, зыбкости текста. Все припавшие к чиновничьей кормушке носят немецкие фамилии, что подчеркивает их чужеродность народу; впрочем, в книге это никак не проговаривается.
Создатель сериала Стас Иванов оставил лишь сюжетный каркас и поменял всё остальное. Прежде всего, место действия перенесено из Москвы в вымышленный депрессивный Ворошиловск где-то на Урале. Антон Эбергард в исполнении Евгения Коряковского — журналист либерального интернет-издания, вынужденный идти кормиться к ненавистному ему мэру, которого он буквально вчера поливал грязью. Да и вообще герой сериала довольно нервозен и суетлив, в отличие от Эбергарда книжного — сыплет слова скороговоркой, постоянно психует и матерится.
Не обошлось без дополнительных линий — вроде дочки героя Эрны (Анна Завтур), спящей с его бывшим начальником, или вдруг объявившегося в городе серийного убийцы. Финал с вооруженным захватом мэрии придуман начисто — в книге всё заканчивается на щемящей ноте фантазии (возможно, предсмертной) Эбергарда о примирении с дочкой. Одно только, пожалуй, роднит сериал и роман — бесприютность казенных чиновничьих кабинетов и постоянное ощущение тихого отчаяния главного героя, всё глубже погружающегося в омут откатов, интриг и предательств.
«С утра в день рождения монстра инвесторы и гонцы из «города» с коробками, пакетами, баулами и тщательно запеленутыми продолговатыми тяжелыми предметами, похожими на гробы (похоронно тащили в три обхвата), невысыхающей насекомой тропой потянулись через двор — поздравлять; в приемной скопился жутковатый сумрак из букетов роз; даже не попытавшись спросить места в очереди или записаться для истории (монстр внимательнейше просматривал записи, кто за кем и вообще: кто), Эбергард оставил «от пресс-центра» лукошко: банки марийского меда и кедровые шишки — мед монстр любил, может, оценит; в девять тридцать вошли поздравлять начальники управлений (женщины пели самодеятельно сочиненное на русский народный мотив, монстр страдал), в десять тридцать — все двенадцать глав управ (никто не брал отпуск в начале февраля, поздравлять лично!) внесли напольные часы (помощник префекта Борис собрал по штуке евро), в одиннадцать поздравляли замы — золотой колокольчик; на три объявили благодарственное ответное чаепитие для «членов коллегии», обещали: приедет Кобзон…».
«Пищеблок», 2021, Святослав Подгаевский
Лето Олимпиады 1980 года. Школьник Валера Логунов и студент филфака и вожатый Игорь Корзухин приезжают в пионерлагерь «Буревестник» в окрестностях Самары (тогда еще Куйбышева), где всё, как выясняется, не слава богу. На территории идиллического лагеря, размещенного на месте бывших Шихобаловских дач, орудуют вампиры, которые обращают всё новых детей и подростков либо в таких же кровопийц, либо в своих покорных слуг. Валера и Игорь объединяются, чтобы найти главного упыря — темного «стратилата», которому остальные кровососы приносят для кормления насосанную ими кровь, и спасти своих друзей. Игоря особенно беспокоит ситуация с обратившейся в вампиршу Вероникой — ведь они любят друг друга, несмотря на маячащего на горизонте жениха-зануду Сашу Плотника, такого же пионервожатого.
И всё это на фоне типичного советского детства с рассказами на ночь страшилок про Черную руку, играми в «море волнуется раз» и футбол, кружками пения и рисования и подростковым буйством гормонов. И, конечно, просмотра Олимпиады по телевизору на даче симпатичного пенсионера Серпа Ивановича Иеронова.
Роман Алексея Иванова («Географ глобус пропил», «Сердце пармы») в неожиданном жанре подросткового хоррора напоминает одновременно Стивена Кинга и Рэя Брэдбери, перенесенных на советскую почву. Не чураясь ностальгии по пионерскому детству, автор доносит несложную идею — вампирам очень легко безнаказанно сосать кровь людей, прикрываясь удобной идеологией, пионерскими галстуками и красными пентаграммами на груди. Сериал набившего руку на хоррорах Святослава Подгаевского («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста») в целом близок к тексту книги, но не акцентирует внимание на критике советского истэблишмента.
Вместо этого он вносит в сюжет множество дополнительных линий. Например, Валера постоянно общается в воображении с покойным старшим братом, который тоже побывал в «Буревестнике», только в качестве пионервожатого и, как выясняется, стал вампиром (в книге у Валеры есть только младшая сестренка). Он не успевает спасти мальчика помладше, который просит его о помощи и вскоре становится вампиром. Анастасийка, которая ему нравится, в сериале кукольно-милая — в тексте Иванова она ужасная воображала. Да и сам Логунов (Пётр Натаров) изображен уж очень правильным, хоть и смелым школьником — в книге он, несмотря на очки на носу, не лезет за словом в карман, дерзит старшим и осаживает зарвавшихся сверстников.
Еще одно отличие — родители приезжают его проведать только в сериале (отца, кстати, играет Евгений Коряковский из «Немцев»), в романе же он проводит родительский день в одиночестве и гордится своей самостоятельностью. Физрук у Иванова сразу же говорит, что этим летом не будет ни Дня Нептуна, ни пионерской зарницы — хватит с него головной боли прошлых лет. Разумеется, Подгаевский не обошелся без таких зрелищных праздников и к тому же украсил саундтрек странными каверами – на «Гражданскую оборону» (сначала струнная версия без слов, а затем утяжеленная от Александра Пушного в духе Rammstein) и Дэвида Боуи (в исполнении сначала хэви-метал-группы Helloween, а затем детского хора!).
Это совсем не портит сериал, тем более с таким достойным актерским составом — помимо вполне симпатичных детей в главных ролях, там снялись Сергей Шакуров, Тимофей Трибунцев, Ирина Пегова и Никита Кологривый. Существует и второй сезон, но он уже не имеет к книжке никакого отношения.
«Однако сейчас он, Игорь, сидит у окна столовки в пионерлагере и думает о вампире. А вампир живёт на даче, получает пенсию, носит красный галстук и защищает себя серпом и молотом. Чудеса в этой стране маскируются под повседневность, и наука отрицает их, потому что иначе придётся усомниться в повседневности, которая не может подлежать сомнению. Это помогает вампиру пить кровь и убивать людей <…> Игорь думал о том, что вампиры — зло, и с этим никто не спорит, но правила, увы, никому не позволяют победить вампиров. В борьбе с вампирами ему, Игорю, приходиться изворачиваться и хитрить, будто он жулик. Почему? Почему правила более удобны для вампиров, чем для людей?».
«Библиотекарь», 2023, Игорь Твердохлебов
«Библиотекарь» Михаила Елизарова (премия «Букер-2008») — еще одна ода СССР, книга, не скрывающая ностальгии автора по советскому времени, но, в отличие от Иванова, не допускающая никакой идеологической критики. Вместо этого там в изобилии хватает кровавых подробностей битв не на жизнь, а на смерть. Обычные с виду люди оказываются членами тайных обществ-читален, борющихся за книги советского графомана Громова — каждая из них наделена своей магической силой. Про сериал (и его отличие от романа) подробней почитать можно здесь.
Отдельно стоит добавить, что в книге Алексей Вязинцев попадает в странную компанию всё же не из-за покойного отца, а из-за дяди, члена одной из «библиотек». А самое обидное — очернение Гриши Вырина, самозабвенно сражавшегося на страницах романа до самой смерти в рядах широнинской читальни. В сериале он, замечательно сыгранный Михаилом Тройником, оказывается предателем, опьяненным Книгой власти и возомнившим себя новым диктатором.
«Спустя миг новый шквал обрушился на частокол, расшибая бревна в щепки. Прежде чем я догадался, что нас обстреливают, каким-то хрустким шлепком скинуло Вырина.
— Пращники! — отчаянно завопил Марат Андреевич. — Ложись!
Я припал к доскам. На земле корчился с разбитой головой Вырин. Лица у Гриши уже не было, каменное ядро расшибло его всмятку.
Частокол сотрясло, опрокинулись бочки и настил. В пролом вломился дубовый форштевень «Нивы», покатились расшатанные бревна. Часть стены, лишенная опоры, рухнула. Вслед за машиной в брешь неудержимым потоком устремились враги».
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Плюс Студия; Продюсерская компания «Среда»