Автор книги «Приемная мама: Как я себе это представляла и как все оказалось на самом деле» Яна Соколова — о буднях и праздниках материнства, о воспитании трех кровных и четырех приемных детей, о том, как оставаться оптимистичной в самых непредсказуемых ситуациях и стараться радоваться жизни во всех ее проявлениях.
Мой старший сын Лёва всегда пишет списки дел. Даже не пишет, а рисует — у него там ещё и картинки какие-то, и всё разными цветами, и непременно на альбомной бумаге, прям не список, а произведение искусства. Мои списки дел выглядят куда легкомысленнее.
Младшим детям очень нравятся Лёвины списки. Если такой список попадается им на глаза, дети долго его разглядывают и обсуждают, уточняя у Лёвы, что значат все эти пункты. Лёва работает учителем, вдобавок он сам учится, а ещё и всякие служебные тексты пишет, ну и домашние обязанности никто не отменял — пунктов в его списке очень много, он всем что-то должен и старается ничего не упустить.
Лёху периодически охватывает желание стать таким же большим и важным, как Лёва, и на его волне он решил, что ему тоже нужен список дел.
— Но мой список будет лучше, — говорит. — У Лёвы там всё разное, а я составлю себе такой список, чтобы его можно было использовать каждый день.
— Круто! — отвечаю.
Первым делом Лёха написал «сон». Потом — «еда». Потом — «прогулка». У Лёвы таких пунктов не было.
— Что это за дела такие? — говорю.
— А что, по-твоему, мне не надо есть и спать? — спросил Лёха.
— Надо, конечно, но ты бы, наверное, и без списка справился?
— Не факт.
Ещё он дописал в список «друзья».
— Потому что мне нужно с ними общаться, — объяснил он.
И «игра».
— Какая именно игра? — спросила я.
— Любая! Могу один играть, могу с кем-то.
— А! Я думала, ты игру на трубе имеешь в виду.
Насупившись, Лёха подписал ещё одно дело: «труба». И ещё одно: «спорт».
— Это ты про свою секцию?
— Необязательно, — ответил Лёха. — Просто что-то спортивное.
— Тогда и секцию запиши!
— Но она же не каждый день!
— Ничего, тогда будут пропуски.
Лёха неохотно добавил в список «секцию». И «школу». А также «автобус».
— Это что значит?
—То, что я еду в школу на автобусе!
— Но зачем его сюда добавлять?
— Мама, а какие, по-твоему, у меня должны быть дела? — недоуменно спросил Лёха.
— Уроки сделать! Помыть посуду, почитать книгу, убраться в комнате, собрать рюкзак, заранее выбрать вещи, которые ты завтра наденешь, отнести грязное в стирку.
— Тоска, — мрачно сказал Лёха. — Я назову всё это «мама».
— Почему «мама»?
— Ну типа то, что ты хочешь, чтоб я делал.
Лёха написал «МАМА» большими буквами. А маленькими добавил «планшет».
— Это то, что ты сам хочешь делать? — спрашиваю.
Лёха кивнул. И добавил ещё несколько строчек «еды».
— Я же не один раз ем, — пояснил он.
— Лёша, но если просто отмечать всё, что ты делаешь, то надо и выползание из кровати записать, и поиски носков, и посещение туалета.
Лёха добавил «кровать», «носки» и «туалет».
— Ну, эээ… это была ирония, — пояснила я.
— Нормально! — ответил Лёха. — Всё равно как-то мало пунктов получается. Меньше, чем у Лёвы.
— Может, добавишь прогулки с собакой?
Лёха написал «собака». И «рисование».
— Я как-то мало рисую, — говорит. — Надо больше рисовать. Меня вообще-то хвалят на рисовании.
— О, ну здорово!
Лёха довольно засопел и подписал «чтение».
— А то ты мне не будешь давать планшет, — говорит.
— Разумно! — поддержала я.
— Но всё же в моем списке чего-то не хватает. Какой-то он скучный.
— Уроков! Ну как без уроков-то?
— Уроки — это пункт «МАМА».
— Вовсе нет! Тебе же их в школе задают. При чём тут я.
Лёха вздохнул и добавил «уроки». Подсластив их пунктом «конфеты».
— Ну всё, — говорит. — А то ты мне сейчас ещё какую-нибудь гадость сюда засунешь. Типа посуды с уборкой.
Лёха удовлетворенно оглядел свой список, взял новую тетрадку и принялся его там дублировать. Это занятие так его увлекло, что я даже потеряла Лёху из вида: он устроился с тетрадкой где-то в уголке и переписывал, переписывал, переписывал. Мы с Сеней тем временем сходили в магазин, купили там картошки, запекли её в духовке. А Лёха всё писал.
Когда я увидела его в следующий раз, он уже не писал, а черкал.
— А что ты делаешь? — спрашиваю.
— Зачёркиваю то, что я сделал! — отвечает. Он решил задним числом проанализировать неделю-другую и как раз приступал к сегодняшнему дню.
— Сегодня я уж точно со всем справился! — говорит. — «Сон» был, «еда» была, «прогулка» была, я как раз с собакой выходил, можно её тоже вычеркнуть. «Друзья» — видел в школе, «кровать», «носки», «туалет» — вообще идеально. Рисовать — рисовал, читать — читал…
— А что ты рисовал? — спросила я.
— Этот список!
— А читал?
— Этот список!
— Хм. Как насчет пункта «МАМА»?
— Это была прогулка с собакой. Сам бы я не пошёл, это ты меня заставила. «Спорт» — это тоже прогулка с собакой. В школу на автобусе ездил, вычеркиваем. На секцию не ходил, но у нас сегодня не было занятий. Кажется, только «труба» осталась! А потом можно взять планшет, да? Это заодно будет «игра»!
— Лёша, так а как же уроки?
— Ну не, я уже устал.
— Но надо хоть что-то сделать!
— Я же трудился, пока всё это писал! Можно считать, что это как раз уроки.
— Лёша, но тебе никто не задавал всё это писать. Тебе что-то совсем другое задавали.
— Ну что ты придираешься! В конце концов уроки — это всего один пункт. А у меня тут вон сколько пунктов! И я сделал всё остальное!
Автор: Яна Соколова
Обложка: © Яся Соколова