16+
Филипп (Эльдар Калимулин из сериалов «Эпидемия» и «Химера») — настоящий фанат андеграундной гордости родного Металлогорска, давно распавшейся буйной панк-группы «Яичный свет», которая представляет из себя нечто среднее между «Королем и Шутом» и «Оргазмом Нострадамуса». Он ведет про них подкаст, устроил у себя в квартире их фанатский музей и готов всем рассказывать про «металлогорское чудо» — когда отвязный панк-фронтмен по прозвищу Сопля (Юра Борисов) обезглавил себя на сцене бензопилой, но удивительным образом остался жив. Уникальные кадры можно увидеть в хронике, удачно стилизованной под оцифрованные кассеты VHS.
Для симпатичной Марины (Анастасия Талызина из «Кентавра»), случайно попавшей в дом-музей, всё это ничего не значит, зато юноша с горящими глазами ей понравился. Вскоре они начинают встречаться, и когда девушка беременеет, Филиппу становится ясно, что нельзя вечно витать в облаках. Чтобы прокормить будущую семью, он даже готов устроиться электриком на мясокомбинат к отцу Марины (Дмитрий Быковский-Ромашов). Но мечта о крупнейшем фестивале города под названием «Месиво» не оставляет паренька. Тем более что он нашел подходящих хедлайнеров и продолжателей дела «Яичного света» — энтузиастов-электронщиков школьного возраста, репетирующих в гараже.
В свой второй полный метр режиссер «Тряпичного союза» Михаил Местецкий добавил всего понемножку — ромком, молодежное кино о сложностях взросления, мокументари, мюзикл, магический реализм, сказку. Лежащие на поверхности референсы — как если бы «Ассу» снимали в декорациях «Комбината «Надежда» и в стиле Алексея Федорченко или Сергея Овчарова. Такие разные ингредиенты, по идее, не должны сочетаться, но в результате бесшовно склеиваются в идеальное зрительское кино с явным замахом на культовый статус. Иногда от его наивности становится неловко, но в то же время не покидает ощущение, что Местецкий в самом деле убежден, что отрубленную голову можно прикрутить к телу скотчем, и она споет песню для любимой девушки «Алё, Мария! Подыхаю без тебя» (панк-кавер на «Аве, Мария» Франца Шуберта).
Локальное чудо придуманного Металлогорска становится обыкновенным чудом благодаря любви, надежде и вере в себя, и даже депрессивный зимний Мурманск, снятый Давидом Хайзниковым («Перевал Дятлова»), расцвел в картине праздничными красками. Насколько в это поверит зритель — другой вопрос, но для российского проката стремительно подступающей зимы «Год рождения» явно более симпатичный и оригинальный претендент на лидерство, чем пластмассовые «Елки». Да и пара у Калимулина и Талызиной получилась довольно обаятельной. Разве только жаль, что Юра Борисов появляется только на оцифрованных видеокассетах и так и не встретился в кадре со своей партнершей по «Кентавру», но ничего страшного, какие их годы.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Вольга