Что смотреть: «Человек на коленях» Дамиано Дамиани

16+

Бывший автомобильный вор Нино Перальта (Джулиано Джемма) после тюремного срока завязал, стал примерным семьянином и ведет честный бизнес — работает в небольшом продуктовом киоске. Однако жить в Палермо вдали от мафиозных разборок тяжело — в ходе войны двух кланов Перальта по ошибке оказывается приговоренным к смерти, одним из восьми имен в списке. Полиция, как водится, бессильна, а мафию невозможно убедить в их неправоте. По душу Нино приезжает киллер, хитрый и жалкий Антонио Платамонте (Микеле Плачидо), но «без вины виноватый» не собирается просто так подставлять шею под нож. Да и убийца ведет себя не очень профессионально и вымогает деньги в обмен на обещание замолвить за Нино словечко перед донами.

Убежденный марксист Дамиано Дамиани в 70-е в основном снимал принесшие ему популярность пафосные социально-криминальные драмы с единой магистральной темой — полиция куплена, система погрязла в коррупции, прокуроры и журналисты не могут противостоять мафиозной структуре и связанным с ней политикам. То есть занимался приблизительно тем, чем сейчас занимается режиссер Юрий Быков, только значительно раньше и с куда большим талантом. Одни названия говорят сами за себя — «Следствие закончено, забудьте», «Признание комиссара полиции прокурору республики», «Почему убивают судей». В 80-х сериал Дамиани «Спрут» усадил советских зрителей к телеэкранам и заставил полюбить Микеле Плачидо в роли бесстрашного комиссара Катани, бросившего вызов мафии. Чуть раньше он пригласил Плачидо на совсем другую роль — нелепого киллера Антонио в «Человеке на коленях» (1979).

Здесь Дамиани не вскрывает «нарывы на теле общества», а фокусируется на обычных людях, попавших в неблагоприятные обстоятельства. Это роднит его с другой несомненной удачей Дамиани 70-х — триллером «Я боюсь», где Джан Мария Волонте сыграл отнюдь не героического полицейского, страшащегося бандитских пуль. Герою Джеммы, чуть раньше сыгравшему в блестящей «Пустыне Тартари» Дзурлини, невозможно не сопереживать, да и типаж Плачидо в целом понятен и узнаваем — это уже не персонажи-функции, нужные для донесения нехитрой идеи, а великолепный актерский тандем. И то, что они лишь пешки в разборках серьезных боссов, которых и серьезными-то можно назвать лишь по меркам Палермо, не делает их историю менее напряженной и увлекательной.

В мрачном «Человеке на коленях» намного больше от параноидального триллера по мотивам Кафки, чем от газетной передовицы про коррупцию — достучаться до мифических хозяев замка и объяснить, что произошла чудовищная ошибка, практически невозможно, а твоя казнь в любом случае состоится. Пессимистичность подчеркивают совсем не туристические виды зимнего Палермо, и здесь Дамиани прекрасно использует и фактуру обветшалого города, и бесприютность его окрестностей. Перальта верит в порядочность людей, Платамонте — в то, что правда может на что-то повлиять, но так или иначе на коленях оказываются оба.

 

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Rizzoli Film S.p.a.