Уровень развития современного крупного города во многом определяется степенью освоения его подземного пространства. Современный город не может существовать без комплекса подземных коммуникаций — водопровода и канализации, сложной системы водостока, электрических и информационных сетей. Практически под всеми современными строящимися зданиями расположены технические и складские помещения, гаражи и паркинги, магазины и кафе. Еще глубже под землей строятся новые линии и станции метрополитена, сложнейшие транспортные развязки. Активному и рациональному освоению подземного пространства столицы первоочередное внимание уделяют мэр Москвы Сергей Собянин и городское правительство, которые еще в начале 2010-х годов взяли курс на активное развитие метрополитена и рациональное использование городских территорий.
В экономически благополучном мегаполисе, особенно в его центральной части, всегда существует острый дефицит площадок под застройку. Земля стоит дорого, поэтому создание подземных сооружений и коммуникаций изначально рентабельны. Мировая практика показывает, что по-настоящему рациональное коммерческое использование городской земли возможно лишь в условиях рыночной экономики, когда хозяин или инвестор четко знает стоимость участка и то, что на нем можно создать или построить. В дореволюционных Москве, Санкт-Петербурге и других городах царской России существовала традиция строительства подземных этажей жилых и коммерческих зданий. Эти тщательно продуманные и качественно построенные просторные помещения и сегодня активно и эффективно используются в качестве магазинов, кафе, ресторанов, мастерских, клубов и театральных студий.
В советское время, когда земля стала государственной собственностью, ниже уровня нулевой отметки в Москве строили главным образом метро и объекты специального и двойного назначения. Помимо метрополитена и инженерных сетей гражданские объекты в Москве практически не создавались. За редким исключением. Так, в 1961 году был построен первый крупный автомобильный тоннель — подземный дублер Нового Арбата. Он соединяет здания-«книжки», расположенные на нечетной стороне. В этот тоннель, который протянулся от Арбатской площади до Садового кольца, есть три входа. Они находятся в начале, середине и в конце тоннеля. В конце 1970-х годов на юге Москвы, в районе Северное Чертаново, была предпринята попытка строительства микрорайона с подземной стилобатной частью. Район площадью 77 гектаров был рассчитан почти на 22 тысячи человек. Планировалось, что автомобильного движения здесь не будет. Машины должны были въезжать в специальный подземный тоннель и дальше следовали к парковке. К сожалению, в силу разных причин полностью реализовать этот проект не удалось. А первая крупная восьмиярусная подземная автомобильная стоянка была построена в столице только в 1988 году, строительство вел Мосинжстрой по методу «стена в грунте». Стоянка с максимальной глубиной залегания 27 метров была рассчитана на 2100 машиномест, без сколько-нибудь серьезных ремонтов она работает уже более 40 лет. Еще несколько подземных стоянок, но размером поменьше, были построены в центре города. Этим строительство подземных гражданских объектов в советские времена и ограничилось.
В 1960–1980-е годы власти Москвы сделали ставку на расширение территории, экстенсивное развитие мегаполиса и строительство в нем панельных зданий, в которых чисто технологически было сложно сделать даже один технический подземный этаж. В это время мегаполисы Западной Европы и Нового Света ввиду растущей цены на землю интенсивно развивались и активно осваивали свое подземное пространство. Так, в 1961 году в Париже началось объединение вылетных магистралей железных дорог в единую систему RER, первые поезда по которой запустили в 1969-м. Строительство этой системы продолжалось целых 16 лет. В центре Парижа восточный и западный участки линии А соединились только в 1977 году. На сегодняшний день пригородная сеть RER насчитывает 257 станций (в том числе 33 в границах Парижа). Протяженность путей — 616,5 км, в том числе 76,5 км (более 40 станций) построены под землей. Метро и RER входят в единую систему транспорта Парижа. Благодаря тому, что значительная часть рельсового и автомобильного транспорта в центре французской столицы была убрана под землю, вдоль Сены созданы уютные пешеходные зоны. А в 1986 году в реконструированном здании бывшего железнодорожного вокзала Орлеанской железной дороги, созданного в начале двадцатого века, был открыт музей Орсе. В тот же период в Париже велось строительство крупней- шего делового центра Европы — Дефанс, общая площадь которого сегодня превышает 3,5 млн кв. метров. При проектировании этого квартала архитекторы предусмотрели создание там крупного пересадочного узла для рельсового транспорта. Практически 70 процентов автомобильных дорог в Дефанс находится под землей. Настоящим мировым лидером в развитии подземного простраства стал город Торонто в Канаде, где соз- дан крупнейший в мире подземный город — PATH, который имеет 371 600 кв. метров торговых площадей, заключенных в двух крупных универмагах, торговых центрах, мелких магазинах, предприятиях малого бизнеса. Здесь работает около 5 тыс. человек. Подземный комплекс, который ежедневно посещает порядка 200 тыс. человек, объединяет здания жилого назначения, общественных центров, отелей и банков. Весь комплекс подземного города вписан в территорию прямоугольной формы, занятую десятками кварталов на уровне городской застройки. Двадцать пять парковок рассредоточены по всей площади РАТН, имеют от пяти до семи уровней и обеспечивают стоянками автомобили сотрудников учреждений, служащих и жителей высотных жилых зданий. Все уровни парковок связаны между собой и зданиями скоростными лифтами. Общая протяженность пешеходных путей РАТН составляет более 30 км — это сеть перпендикулярно связанных коридоров, между которыми размещаются площади торговых предприятий различного назначения. Другие проекты подземного строительства — не такие крупные, но не менее интересные — реализовывались во многих городах на всех континентах планеты.
В результате социально-экономических реформ 1990-х земля в России и ее столице получила реальных собственников, земельно-имущественные отношения в стране стали рыночными. Это послужило мощным экономическим толчком к более рациональному использованию территорий и стало катализатором освоения подземного пространства крупных российских городов, в первую очередь Москвы. Используя опыт мегаполисов Европы и Америки, лучшие мировые технологии и наработки, столичный архитектурно-строительный комплекс начал активное освоение подземного пространства города.
Строительство ниже нулевой отметки — сложный процесс, зависящий от уровня развития техники и технологий, качества строительных материалов и, конечно же, от опыта и квалификации проектировщиков, инженеров и рабочих, владеющих этими технологиями и материалами.
К середине 1990-х ведущие организации в области инженерного строительства освоили технологию «стена в грунте», которая позволила строить подземные сооружения в условиях плотной городской застройки. А предприятия стройиндустрии начали выпуск современных гидроизоляционных материалов, способных надежно защитить подземные конструкции от грунтовых вод.
Все это сделало возможным проектирование и строительство подземных пространств под всеми новыми крупными градостроительными объектами. В 1990-е годы самыми крупными из них стали торговый комплекс на Манежной площади и циклопических размеров котлован центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити» объемом 1 млн 800 тыс. кубометров. Вокруг центрального ядра, которое соединяет все небоскребы делового центра, строятся высотные здания, каждое из которых имеет свое собственное подземное пространство.
Начиная с 2011 года главным приори- тетом подземного строительства в Москве стала модернизация транспортного каркаса столицы и прежде всего прокладка новых линий, и строительство станций метро. В решении этого вопроса строительный комплекс Москвы добился существенных успехов: всего за 12 лет протяженность линий столичной подземки выросла в 1,7 раза. В городе было введено 225 км линий метро (вместе с МЦК) и 11 электродепо. Открыто 109 стан- ций. Крупнейшим проектом строительства Московского метрополитена стала открытая в марте этого года самая длинная в мире Большая кольцевая линия протяженностью 70 км и с 31 станцией.
«Большая кольцевая линия качественно изменит всю транспортную систему столицы. Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мега- полиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной. Думаю, что пассажиры, кото- рые пользуются действующими участками нового Кольца, уже смогли оценить все его плюсы, получили ощутимую экономию времени в пути», — сказал президент России на торжественной церемонии открытия БКЛ.
Благодаря интенсивному строительству метро теперь более 90 процентов москвичей проживают в шаговой доступности от станций городской подземки, что во многом способствовало разгрузке автомобильных дорог столицы и позволило решить проблему транспортного коллапса мегаполиса.
Другой пример грамотного современного использования подземного пространства в Москве — создание комплекса парка и кон- цертного зала «Зарядье», построенных на месте снесенной гостиницы «Россия». Неповторимый ландшафтный парк, ставший прекрасным подарком москвичам и туристам к 870-летнему юбилею города, был открыт в сентябре 2017-го. Этот первый в России рукотворный парк создан на искусственной основе в самом сердце Москвы. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, парк «Зарядье» стал крупнейшей рекреационной зоной столицы, а также важным научно-познавательным, туристическим центром и центральным звеном сети пешеходных зон и маршрутов, формируемых вокруг Кремля, это поистине уникальный объект. Предложение Сергея Собянина обустроить на месте снесенной гостиницы «Россия» современный высокотехнологичный ландшафтно-парковый объект поддержал в 2012 году президент России Владимир Путин и поручил разбить на этом месте парк. Помимо технических помещений под парком создано подземное музейное пространство, в оформлении кото- рого использована обнаруженная ценнейшая археологическая находка — участок древней крепостной стены.
Вслед за парком на территории снесенной гостиницы «Россия» построили уникальное здание концертного зала, значительная часть которого тоже расположена ниже нулевого уровня. Над созданием этого комплекса площадью 25 450 кв. метров и вместимостью 3960 зрительских мест также трудились лучшие отечественные и зарубежные архи- текторы и инженеры. Изюминкой концертного зала стал искусственный холм — крупнейшая в мире светопрозрачная конструкция с применением солнечных батарей и без ограждающих стен. Это так называемая «стеклянная кора», состоящая из металлического каркаса и стеклянных треугольников, ее площадь — 8700 кв. метров. Холм охватывает около одного гектара территории парка. Под «стеклянной корой» расположены 1600 мест для зрителей Большого амфитеатра и зона с регулируемым микроклиматом и вечнозеле- ными растениями субтропиков. Проектов, подобных концертному залу «Зарядье», в России еще никто не реализовывал.
Крупный проект подземного строительства реализован на Павелецкой площади, где ниже нулевой отметки построен крупный торговый центр. На протяжении полутора десятилетий эта территория была по большей части огромной ямой глубиной 40 метров. В декабре 2017 года Архитектурный совет Москвы одобрил проект строительства современного многофункционального подземного торгового комплекса на Павелецкой площади. Еще на этапе сооружения торговый комплекс стал частью транспортно-пересадочного узла. Посетители попадают в него по подземным переходам сразу с двух станций метро. Площадь этого подземного торгового центра составляет более 73 тыс. кв. метров.
Сейчас прорабатывается еще один очень важный для города проект подземного транспортного строительства — это 14-километровый тоннель глубокого залегания, который должен будет соединить Павелецкое и Ярославское направления Московской железной дороги. По словам заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, на этом участке возможно строительство пересадочных остановочных пунктов: Рижская, Площадь Трех Вокзалов, Китай-город и Павелецкая. Это позволит интегрировать маршрут пятого Московского центрального диаметра в общегородскую транспортную систему.
Москва — крупнейший мегаполис Европы — активно развивается. Очевидно, что новые перспективные подземные сооружения и транспортные магистрали сделают столицу России еще более удобной для жителей и гостей города.
Автор: Алексей Введенский
Обложка: Wikimedia Commons