Когда заходит речь о строителях в отечественном кино, сразу вспоминается «Операция «Ы» и Шурик, гоняющийся за тунеядцем по стройплощадке. Или вовсю хулиганящий на кране Волк из «Ну, погоди!». Или Николай Рыбников, затягивающий песню про монтажников-высотников в «Высоте». Это если навскидку — на самом деле доля фильмов про стройки в советском кинематографе значительно богаче. В честь отшумевшего Дня строителя постараемся вспомнить самые яркие из них.
Кадр из фильма «Комсомольск» / © Ленфильм
Вообще этот поджанр производственной драмы берет свое начало в 30-е годы прошлого века — в 1938-м вышла грандиозная картина Сергея Герасимова «Комсомольск» про строительство города на Амуре. Наташа (жена режиссера Тамара Макарова), приехавшая к мужу Владимиру (Иван Новосельцев), тут же с ним ругается, но остается работать в веселом женском коллективе и под патронажем неунывающего секретаря горкома (Николай Крючков). Правда, вскоре супруги мирятся, но главная интрига картины — выведут ли на чистую воду диверсанта, взорвавшего склады с горючим, сыгранного специалистом по отрицательным ролям Виктором Кулаковым. Не будет таким уж спойлером признаться, что непременно выведут, как и всех его подельников, одного из которых сыграл сам режиссер. Часть фильма снималась на месте событий, часть — на строящейся электростанции города Кировска (тогда Невдубстрой), и слаженная работа в карьере впечатляет и по сей день.
Не меньше впечатляет и недолгое появление в кадре молодого Георгия Жженова, сразу после съемок репрессированного и сосланного валить лес на Колыму. Причиной приговора стало то, что в поезде в Комсомольск-на Амуре он поговорил с американским дипломатом — доноса НКВД о контакте с иностранцем в 30-е годы было вполне достаточно для заката едва начавшейся карьеры.
Кадр из фильма«Высота» / © Мосфильм
Расцвет жанра приходится всё же на вторую половину 50-х, как раз когда возникает феномен оттепельного кино. Выдающийся пример — уже упомянутая «Высота» (1957) Александра Зархи. Главный герой, монтажник-верхолаз Николай Пасечник (Николай Рыбников), отважно карабкается по лесам на строительстве доменной печи и пытается завести отношения с такой же бесстрашной и не подверженной акрофобии сварщицей Катей (Инна Макарова). Однако при всей харизматичности этих персонажей и колоритности пары гадов, один из которых находится на руководящей должности, особенно хочется отметить будущего Антибиотика, молодого Льва Борисова, в роли монтажника, учащегося играть на трубе.
Кадр из фильма «Улица молодости» / © Одесская киностудия
Он же сыграл бойкого насмешливого строителя, готовящегося вступить в комсомол, в вышедшей на следующий год «Улице молодости» Феликса Миронера. Трогательная история двух параллельных любовных линий во время стройки нового микрорайона снималась в Киеве и стала первым самостоятельным фильмом режиссера после «Весны на Заречной улице», поставленной вместе с будущим автором «Заставы Ильича» Марленом Хуциевым. Впрочем, след Хуциева есть и здесь — мало того, что он значится соавтором сценария, так еще и переманил прямо с кинопроб Василия Шукшина в свою драму «Два Федора». Любопытно и то, что сыгравшие то ссорящуюся, то мирящуюся пару Владимир Земляникин и дебютантка Любовь Стриженова так вошли в роли, что после съемок поженились.
Кадр из фильма «Девушка без адреса» / © Мосфильм
Еще один хит проката 1957 года — романтическая комедия Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», где есть не только стройка, но и замечательные виды летней Москвы. Собственно, на её улицах, от Тверской до Котельнической набережной и Кузнецкого моста, и происходит основное действие фильма. А Паша (вновь Николай Рыбников!), познакомившийся в поезде «Сочи-Москва» с бойкой и боевитой Катей (Светлана Карпинская) и тут же по приезде ее потерявший, работает на стройке на Ленинском проспекте, в районе улицы Дмитрия Ульянова. Естественно, в итоге молодые люди вновь встретятся, чтобы признаться в любви. Но настоящий праздник ждал зрителей в следующей декаде.
Кадр из фильма «Молодо-зелено» / © Мосфильм
Начнем с малоизвестной картины «Молодо-зелено» (1962) Константина Воинова, режиссера народного хита «Женитьба Бальзаминова». Молодой монтажник (Олег Табаков) приезжает в 50-е годы в город Джегор за кирпичом и помогает местному инженеру Черемных (Иван Переверзев) протолкнуть его проект, который позволит цеху выпускать не кирпичи, а керамзитовые плиты. Вроде бы типичная духоподъемная производственная драма про строительство в тайге города в 40-градусный мороз. Однако в фильме есть слово «аборт», тема развода из-за измены, не то чтобы однозначно отрицательный священник (Евгений Евстигнеев) и ремарка бывшего узника лагерей о том, что «привезли меня сюда, когда ещё никаких городов тут не было, под конвоем». Кстати, в небольшой роли шофера по фамилии Ведмедь появляется звезда «Улицы молодости» Владимир Земляникин.
Кадр из фильма «Строится мост» / © Мосфильм
В 1965 году вышло сразу два шедевра про строителей — «Строится мост», режиссерский дебют Олега Ефремова, и «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софии Милькиной. В первом художественный руководитель театра «Современник» собрал почти всю свою труппу и организовал брызжущий энергией веселый карнавал в стиле производственной драмы про строительство в Саратове автомоста через Волгу. Сам Ефремов играет корреспондента московской газеты, вокруг которого проносятся, словно на волшебной карусели, Владимир Заманский, Михаил Козаков, Людмила Гурченко, Игорь Кваша, Татьяна Лаврова, Виктор Павлов, Владимир Земляникин (снова), а также актерские супружеские пары — Олег Табаков с Людмилой Крыловой и Евгений Евстигнеев с Галиной Волчек. Они то работают с песней и шуткой, то требуют недостающих деталей, то пропесочивают друг друга на собрании за пьянство и матерщину, то шумно выясняют отношения, а иной заговорившийся товарищ получает от Ефремова по физиономии за неуважительное отношение к женщинам. От подвижной камеры сорежиссера картины Гавриила Егиазарова и калейдоскопа звезд может даже закружиться голова — как будто этого мало, в фильме случается пожар, который все дружно тушат. Слегка отрезвляющей нотой в этой оде к радости звучит упоминание 37-го года, что тогда в кино было еще, мягко говоря, не очень популярно.
Кадр из фильма «Время, вперед!» / © Мосфильм
«Время, вперед!» Швейцера и Милькиной по одноименному роману Валентина Катаева тоже отличается живостью и динамичностью и переносит зрителя в Магнитогорск 30-х, где в рамках первой пятилетки идет строительство металлургического комбината. Когда строители узнают, что харьковские бетонщики установили рекорд по количеству замесов за смену, они решают во что бы то ни стало его побить. Как нельзя некстати, от прораба Корнеева (Леонид Куравлев) уходит жена, а жена бригадира Ищенко собралась рожать, да еще и коллеги из Кузнецстроя грозятся увести рекорд из-под носа. В фильме, как и у Ефремова, есть столичный хроникер событий, на этот раз писатель, бешеный ритм и вечно порхающая камера, часто снимающая сцены одним кадром. А еще «Время, вперед!» может похвастать актерским костяком из швейцеровского «Золотого теленка» (Сергей Юрский и Леонид Куравлев), прекрасной Инной Гулая, символом оттепельного кино и супругой Геннадия Шпаликова, и запоминающейся музыкой Георгия Свиридова, позднее перекочевавшей в заставку программы «Время».
(Продолжение читайте во второй части)
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Союзмультфильм