Что читать: «Свет — это мы» Мэтью Квика

Мэтью Квик — американский писатель, известный благодаря своему дебютному тексту «Серебристый луч надежды». Экранизация романа, которую наши прокатчики обозвали «Мой парень — псих», была номинирована на Оскар, а главные роли в ней сыграли Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс и Роберт де Ниро. Новый роман Квика «Свет — это мы» вышел в России пару недель назад в издательстве «Лайвбук». Книга интересна главным героем — ненадежным рассказчиком со своеобразным взглядом на мир, — а также как история человека, который пытается вернуться к жизни после трагических событий.

Не позволяй душе лениться

Роман рассказывает о жертве вооруженного нападения. Лукас оказывается в кинотеатре, на который нападает подросток с ружьем. Жену Лукаса убивают, но для главного героя она не умирает: она становится ангелом, который продолжает жить в его доме и невидим для остальных. Лукас регулярно пишет своему психоаналитику Карлу, который тоже лишился близкого человека, уволился с работы и стал отшельником. Ответа на свои письма Лукас не получает. Кроме того, во дворе Лукас обнаруживает палатку, в которой поселился младший брат убийцы. Пытаясь помочь травмированному мальчику, Лукас сам постепенно возвращается к нормальной жизни.

Как и «Серебристый луч надежды», книга убедительно изображает быт одинокого и немного безумного человека, которому не дает покоя его прошлое. В дебютном романе Квика от главного героя уходит девушка, но мыслями он остается с ней и избегает новых знакомств. В «Свет — это мы» все куда мрачнее: возлюбленная умирает, причем в самый неожиданный момент, без возможности попрощаться или объясниться с главным героем. Приходится объясняться уже после смерти: общение Лукаса с призраком погибшей жены описано занимательно. Жизнь с воображаемым другом не показана как что-то однозначно болезненное, дефектное. Скорее наоборот, ангел жены поддерживает главного героя, помогает ему исцелиться: Лукас считает, что пропал бы, «если бы каждую ночь не общался с ангелом, обволакивающим его своими крылами и восстанавливающим целостность его души».

Трогательной получилась и линия взаимоотношений Лукаса и Эли, младшего брата убийцы. Несмотря на всю горечь воспоминаний, главный герой соглашается приютить у себя мальчика. Лукас помогает ему избавиться от чувства вины за произошедшее: Эли знал о пистолетах, но не предвидел трагедии и никому ни о чем не рассказал. По собственным ощущениям, Лукас помогает оправиться от произошедшего не только мальчику, но и всем соседям, потому что «психология Эли призвана отражать коллективное бессознательное города после трагедии», где все так или иначе винят себя в случившемся и предаются размышлениям: если бы не в кино, если бы не в этот день, если бы не в этом городе, то все были бы живы. Лукас хочет избавить людей от угнетающего чувства вины, горечи, беспомощности. Благодаря общению с психоаналитиком Карлом Лукас уверовал, что свет души может вывести человека из любой сложной ситуации. Как замечает главный герой, «ваша душа была способна любить мою душу, потому что любовь есть предназначение любой души, ее работа, точно так же, как работа легких — дышать, рта — жевать и чувствовать вкус, ног — ходить». Нужно только поговорить.

Сам себе психолог

В качестве эпиграфа приведена надпись на надгробной плите швейцарского психиатра Карла Юнга: «Званый или незваный, Бог пребудет». Первая глава — электронное письмо главного героя своему психоаналитику Карлу. Задаешься вопросом, не самому ли  Юнгу, но вспоминаешь, что действие романа происходит в наши дни и Юнг электронных писем не получал. Тем не менее аналогия очевидна: для Лукаса его психоаналитик Карл по величию соизмерим с самим Юнгом. Это личный проводник Лукаса в таинственный мир человеческой души.

Однако психоаналитик не отвечает главному герою, и Лукас очень теряется. В лучших традициях «Страданий юного Вертера» Лукас, несмотря на игнор, продолжает писать, и это дает ему возможность пообщаться с самим собой, разобраться в собственных чувствах. Благодаря односторонней переписке Лукас сам превращается в психоаналитика, сначала для себя, а потом и  для людей вокруг. Например, посвящает себя «раскрытию творческого потенциала и индивидуации» травмированного брата убийцы. Юнг бы одобрил: он как раз считал, что лучший психолог — это человек, который пытается избавиться от собственных демонов. «Знать тьму внутри себя — лучший способ справиться с тьмой в других», — писал знаменитый психолог.

Кстати, с Юнгом связано и название романа. По легенде, которая приводится в книге, Юнг посещает дикое племя, расспрашивает жителей про богов, в которых они верят. Юнг обнаруживает, что люди влияют на богов и в какой-то мере участвуют в их появлении. Люди в племени уверены, что подпитывают бога Солнца собственной энергией, то есть в какой-то мере сильнее его. Точно так же, считает Лукас, мы сами подпитываем либо свои неврозы, либо лучшее в нас. Свет — это мы, нужно только выбрать, куда его направить.

«Свет — это мы» — спокойная приятная книга о психологических проблемах и их преодолении. Она похожа на дебютный роман автора «Серебристый луч надежды». В ней тоже симпатичные диалоги, увлекательный мелодраматический сюжет и проникновенная история о том, как человек расстается с призраками прошлого и возвращается к реальной жизни.

 

Автор: Лев Кузьминский