Что читать: «Машины как я» Иэна Макьюэна

18+

Иэн Макьюэн — британский автор остросюжетных романов, лауреат Букеровской премии за книгу «Амстердам». Критики называют Макьюэна одним из трех главных писателей современной Британии наряду с Джулианом Барнсом и Мартином Эмисом. Последний роман Макьюэна «Машины как я» вышел в России в издательстве «Эксмо» в 2019 году. Он интересен прежде всего тем, что Макьюэн, который до этого писал исторические романы и триллеры, впервые пробует себя в жанре научной фантастики.

Из машины

Действие романа происходит в альтернативной реальности. Великий учёный Алан Тьюринг не покончил жизнь самоубийством, а продолжил разрабатывать компьютеры и искусственный интеллект. Благодаря этому у людей уже в 80-х годах появился интернет, социальные сети, автомобили на автопилоте, а также человекоподобные роботы Адам и Ева.

В центре сюжета Чарли и Миранда, приятели, которые приобретают мужскую версию андроида. Со временем герои образуют любовный треугольник: Миранда предпочитает невзрачному неудачнику Чарли привлекательного андроида Адама.

Конечно, в литературе и кино мы уже слышали сюжеты о любви человека и робота, и не сказать, что Макьюэн привносит в эту историю что-то существенно новое. Книжка вряд ли удивит тех, кто смотрел фильм «Из машины» или сериал «Чёрное зеркало», и по увлекательности проигрывает, например, «Кларе и солнцу» Исигуро, которая также рассказывает о сложных взаимоотношениях андроида нового поколения и людей. Тем не менее, произведение Макьюэна по-своему интересно.

Британский писатель проницательно обнажает моральные дилеммы повседневной жизни. И хотя роботы ещё не стали ее частью, не сомневаешься: никто из нас не застрахован от подобных историй страсти, ревности и соперничества. Как и ранние романы Макьюэна — «Искупление», «Утешение странников», «Цементный сад» — новая книжка рассказывает про типичных, на первый взгляд, представителей европейского общества, интеллектуальных и сознательных. Ради любви они, однако, оказываются готовы пойти на самые страшные поступки, которые никак не укладываются в представления о морали и нравственности.

«Машины как я» написаны хорошим языком, держат в напряжении благодаря непредсказуемым героям и рассказывают в целом занятную историю, которая не блещет оригинальностью. Однако книга ценна не из-за закрученного сюжета, а как рефлексия на тему человеческой природы.

Я, робот

В «Машинах как я» люди поставили перед собой цель создать улучшенную, более совершенную копию себя и «достигнув в этом мастерства, возликовать в изобретательством экстазе». Благодаря стараниям Тьюринга со временем удается изобрести роботов, у которых, как и людей, есть личность. И на этом фоне примечательны переживания главного героя, неудачника Чарли, который ведет скучное и однообразное существование. Чарли начинает сомневается в том, что у него самого есть душевная жизнь.

Главный герой проводит будни «в состоянии эмоциональной нейтральности», а его сознание пребывает в режиме автопилота. В этом плане Чарли — типичный современный человек, который основную часть времени не чувствует, по большому счету, ничего: как и мы, он просто смотрит ролики в интернете, просто листает ленту, просто ходит в магазин и спортзал, просто едет на работу и домой. С эмоциональным голодом Чарли помогают справиться остросюжетные фильмы и книги, подобные роману «Машины как я».

У Чарли дни похожи друг на друга. Он не задумывается о повседневных делах, а просто их выполняет. Чарли ценит в жизни предсказуемость, а не внезапность. В какой-то момент любимая девушка спрашивает главного героя: «Скажи мне кое-что. Ты вообще настоящий?» И когда Чарли оказывается не в состоянии однозначно ответить на вопрос, девушка предпочитает ему андроида Адама, с которым и то интереснее.

Вспомним тест Тьюринга: если человек разговаривает с компьютером и не догадывается, что это компьютер, то это означает, что искусственный интеллект сделан грамотно. Чарли, кажется, прошел бы это тестирование хуже, чем робот Адам: главный герой не может похвастаться разнообразием эмоций, жизнь изо дня в день вызывает у него одни и те же мысли. В чашке утреннего кофе рассказчик видит метафору своего существования. Кубик сахара вращается по часовой стрелке, «постепенно замедляясь и растворяясь». Так же и Чарли: день изо дня работает предсказуемо, словно часы, а разнообразие вносят только постепенное старение и угасание. В этом плане образ будущего, обрисованный Макьюэном, особенно пугает. Роботы в «Машинах как я» превосходят людей не в интеллекте или физической силе, а в том, что делает нас людьми. Машины оказываются более тонкими, живыми  существами, чем неудачник Чарли и его современники.

Можно согласиться с Джеффом Джайлзом, рецензентом The New York Times: «Машины как я» — это не первая и даже не десятая книжка, с которой стоит начинать знакомство с творчеством Макьюэна, однако талантливо написанная. В ней неплохой сюжет и занимательные рассуждения о будущем людей и искусственного интеллекта.

Автор: Лев Кузьминский