Что смотреть: «По правилам и без» Луи Гарреля

18+

Мало того, что работник океанариума Абель Лефранк (Луи Гаррель) никак не может оправиться от гибели жены, так еще и мать Сильви (Анук Гринберг), ведущая театральный кружок в тюрьме, подкидывает ему повод для волнения — она решила выйти замуж за зэка Мишеля (Рошди Зем, снимавшийся у Андре Тешине и Арно Деплешена). Вскоре после свадьбы в тюремной часовне Мишель выходит на свободу с чистой совестью и открывает с Сильви цветочную лавку, но Абель чувствует, что с новоиспеченным отчимом что-то нечисто. Вместе с подругой покойной жены Клеманс (Ноэми Мерлан из «Портрета девушки в огне») он начинает следить за Мишелем, но он их быстро замечает, и вскоре молодые сыщики оказываются втянутыми в криминальный план с похищением груза черной икры.

Сын кинематографической пары, классика Филиппа Гарреля и актрисы и режиссера Брижит Си, снял уже четвертый фильм с собой в главной роли (и всегда под именем Абель) и, надо сказать, это его самая, в хорошем смысле, жанровая и веселая картина. Секрет отчасти в том, что сценарий написан по реальным событиям — мать Луи действительно вела в тюрьме театральный кружок на протяжении 20 лет и нашла там себе мужа. Правда, будущий актер из «Мечтателей» и «Офицера и шпиона» не присутствовала на маминой свадьбе в тюрьме, да и вся затея с черной икрой была им выдумана, но сама ситуация обладает безусловно богатым потенциалом для экранизации в диапазоне от комедии до драмы.

К счастью, Луи Гаррель выбрал легковесность и живость и смог придумать несколько ярких сцен. Одна из лучших — подготовка, а затем и разыгрывание постановочной ссоры в закусочной, которая должна отвлечь водителя фуры с ценным грузом. Гаррель и Мерлан демонстрируют мастер-класс актерской игры, который рифмуется с открывающей фильм театральной репетицией в тюрьме — после нее Рошди Зем (кстати, сам театральный и кинорежиссер) срывает аплодисменты сокамерников. Подобным образом рифмуются и две сцены в тюремной часовне, но раскрывать все сюжетные карты было бы излишним. Достаточно сказать, что это похоже на скромные криминальные комедии, где всё идет не совсем по плану («Отступники» с Кристофером Уокеном, «Как отмыть миллион» Дени Аркана). Единственная претензия — некоторая сюжетная недожатость криминальной линии, но по сравнению с утомительно болтливыми драмами «про отношения», которые режиссер снимал раньше, это идеальное зрительское кино.

А вот к актерам нет никаких претензий — Мерлан раскрывает комедийную грань своего таланта, Зем убедителен и как танцующий сальсу добряк, и как мужик со стволом наперевес, да и обычно угрюмый Гаррель корчит смешные гримасы и несколько раз заразительно смеется. Конечно, придуманное прокатчиками название «По правилам и без» не так отражает смысл картины, как оригинальное «Невинный». Абель, который не может простить себе смерть жены в автокатастрофе, помогает мужу матери, берет на себя его вину и обретает, казалось, навсегда потерянный вкус к жизни и даже любовь. Если задуматься, цена не так уж и высока.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Les Films des Tournelles