Правительство РФ предлагает пересмотреть подход к расчету нормативов парковок в сторону уменьшения и развивать общественный транспорт
В связи с ростом уровня автомобилизации в крупных городах России отмечается дефицит парковочных мест. От нехватки машиномест страдают не только исторические центры мегаполисов с узкими улочками и сверхплотной застройкой, но и периферийные районы. Власти при поддержке урбанистов и планировщиков видят выход из сложившейся ситуации в приоритетном развитии общественного транспорта, а также в снижении нормативов по машиноместам.
На прошедшем в середине февраля итоговом заседании коллегии Минтранса Татарстана, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин обратил внимание проектировщиков и градостроителей на принципы планирования территорий и приоритеты транспортной политики в российских городах. Отмечая назревшую проблему нехватки парковочных мест, куратор Стройкомплекса предложил пересмотреть подход к расчету норматива парковочного пространства. Сегодня нормы обеспечения машиноместами не регламентируются сверху — это право отдано регионам, однако никто не спешит этим правом пользоваться. «Мы не настолько богатая страна, чтобы на каждую квартиру иметь по одному парковочному месту. Никто в мире так не делает, тем более при наличии многоквартирных домов», — заявил М. Хуснуллин.
По мнению заместителя председателя Правительства, вместо расширения парковок нужно уделять больше внимания развитию общественного транспорта. «Мы уже сейчас пошли на беспрецедентное решение: в Москве и области рассматриваем возможность выделения на федеральных трассах полосы для общественного транспорта. Потому что не справляются трассы. И не справятся никогда», — отметил М. Хуснуллин.
В Фонде развития территорий поддержали идею вице-премьера, отметив, что сокращение нормативов по парковкам благоприятно скажется на городской инфраструктуре.
Такой подход к организации пространства при застройке территорий позволяет в первую очередь повысить комфорт и безопасность жителей. Например, хорошо зарекомендовало себя проектное решение по строительству «дворов без машин». У жителей новостроек появилось дополнительное пространство для жизни – парковки и проезжие части заменены на детские, спортивные и прогулочные пространства, газоны и другую необходимую инфраструктуру. Прогулки стали безопасными и комфортными, в значительной степени снижен уровень шума и выхлопных газов.
По мнению специалистов Фонда, строительство «дворов без машин», развитие удобного и экологичного общественного транспорта с сокращением использования личного транспорта и, как следствие, строительства парковочных мест является новым трендом в развитии современной городской среды.
Справедливость такого подхода к решению «парковочного вопроса» высказал и декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко. «На мой взгляд, предложенный подход – наиболее рациональный для тех условий планировки и застройки, которые сложились в российских городах, унаследовавших результаты градостроительной практики советского периода, не рассчитанной на массовое использование автомобилей», — пояснил эксперт.
Именно поэтому, в условиях высокоплотной застройки, и прежде всего в Москве, нужно говорить о качественной системе общественного транспорта. При этом система должна быть максимально адаптирована к условиям мегаполиса, предлагая пассажиру большую вариативность. Общественный транспорт должен стать комфортным и быстрым, чтобы автолюбители захотели пересесть из личного транспорта в общественный. Общий вектор, который обозначил Марат Хуснуллин, в перспективе неизбежен для российских городов, но он должен реализовываться поэтапно. «Меры по изменению парковочной политики не будут работать, если не будет четкого понимания, как развивать систему общественного транспорта и как менять структуру расселения в городах», — подчеркнул Е. Михайленко.
Председатель правления Фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков в свою очередь также подчеркнул необходимость и важность изменения вектора градостроительной политики в России. «Многое зависит от регионов и городов, как они будут выстраивать свою градостроительную и транспортную политику. Эти два направления тесно связаны, потому что это и отказ от спальных районов в пользу многофункциональных, и благоустройство улиц, чтобы по ним было приятно ходить, и строительство доступного социального и арендного жилья», — подчеркнул эксперт.
Он уточнил, что такой подход требует взвешенной и правильно ориентированной социальной политики, направленной на формирование новой городской культуры у жителей. «Европейские города используют экологическую повестку, чтобы убедить людей отказываться от автомобилей. Еще более перспективной в этом плане может быть тема здоровья, активного образа жизни и долголетия. Города, взявшие ориентир на здоровье жителей, могут позволить себе постепенный отказ от личных авто и парковок», — добавил А. Расходчиков.
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется