Жизнь с детьми: Автобус 56

Автор книги «Приемная мама: Как я себе это представляла и как все оказалось на самом деле» Яна Соколова о буднях и праздниках материнства, о воспитании трех кровных и четырех приемных детей, о том, как оставаться оптимистичной в самых непредсказуемых ситуациях и стараться радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Когда Лёхе было пять лет, многие сомневались в том, что когда-нибудь он будет нормально разговаривать. Особенно активно в этом сомневались специалисты. Придёшь к какому-нибудь специалисту, он пытается пообщаться с Лёхой. Лёха смотрит на специалиста с недоумением. И специалист потом смотрит на тебя с такой особенной жалостью, знаете? (Надеюсь, не знаете.)

Специалисты говорили:

— Ладно бы ваш ребёнок просто не говорил, тут самые разные могут быть причины. Но он ведь не понимает обращенную речь. Это куда более безнадежная ситуация.

Но мы верили в Лёху. Мы думали, что у него было трудное детство, поэтому он так выпал. А в нашей компании его детство стало вполне обычным, и он непременно нагонит.

Отчасти мы были правы. Прошло семь лет, и теперь Лёха разговаривает так бойко, что часто думаешь: лучше б помолчал. Но понимает ли он обращенную речь — загадка. Вроде как да! Но не совсем.

Пытаешься, например, объяснить ему, как доехать до психолога. Раньше я его водила, а тут думаю: пусть сам доедет, там всего несколько остановок на автобусе.

— В общем! Садишься на автобус 56… — говорю.

— У нас не ходит автобус 66, — отвечает Лёха.

— Не 66, а 56, — говорю.

— Сначала ты сказала “66”, — отвечает Лёха.

— Нет, я не говорила “66”!

— Ты точно так сказала, “66”.

— В любом случае я имела в виду автобус 56.

— Тогда так и надо было говорить: “56”!

— Но я так и сказала.

— Нет, ты сказала “66”.

— Ааааа! — отвечаю. — Ладно, предположим, я сказала “66”.

— И я о том! — радуется Лёха. — Непонятно, зачем ты со мной споришь.

— Разве это так важно?

— Именно! Разве это так важно? Почему надо утверждать, что ты сказала “56”, когда ты сказала “66”?

— Лёша, о чем мы сейчас вообще говорим?

— О том, что надо уметь признавать свои ошибки!

— Вовсе нет! О том, как тебе доехать до психолога!

— Ты заметила, ты опять со мной споришь!

— О чем я опять с тобой спорю?

— Не знаю! Но ты сказала «нет», когда я указал тебе на твою ошибку.

— Какую ошибку?

— Ты сказала “66”, а не “56”!

— Ну хорошо! В общем! Чтобы доехать до психолога, тебе надо сесть в автобус 56…

— Вот сейчас ты сказала 56.

— И что дальше?

— Ничего. Просто я заметил, что сейчас ты сказала “56”, а не “66”, как в прошлый раз.

— Нет, я о том, как ты дальше поедешь.

— А почему я должен дальше ехать?

— Ну, автобус же куда-то едет?

— Ну и что? Едет и едет.

— Но ты тоже в нем едешь.

— Но это же не я им управляю, он сам куда-то едет. У него есть водитель.

— Безусловно! Я имела в виду: где ты будешь выходить?

— Ну, он приедет куда надо — и я выйду.

— А как ты поймешь, что он приехал куда надо?

— Ты хочешь сказать, что я совсем дурак?

— Вовсе нет!
— А почему я не смогу понять, где надо выйти?

— Лёша, я просто хочу убедиться, что ты помнишь дорогу!

— Какую дорогу?

— До психолога!

— А зачем мне ее помнить?

— Чтобы доехать самому!

— Я что, сам поеду к психологу?

— Ну да!

— Когда?

— Сегодня вечером!

— Так бы и сказала!

— Вроде я это несколько раз уже повторила.

— Там не было слово «сам»!

— Но зачем бы я тебе иначе объясняла, на какой автобус надо сесть?

— Ну, ты часто так со мной разговариваешь. Надо то, надо сё… учиться, читать, чистить зубы. Это же не значит, что мне надо прямо сейчас их чистить.

— В общем, надо сесть на автобус 56…

— Сначала ты сказала “66”, помнишь?

— Я не говорила “66”.

— Говорила!

— В любом случае я имела в виду 56.

— В прошлый раз ты тоже спорила! Это было дико смешно!

— Да чего смешного-то?!

— 66! У нас такой автобус даже не останавливается!

Лёхе и в самом деле смешно — он начинает хохотать и так расходится, что чуть не падает со стула.

— Аааааааааа! — ору я. — Лёша, можно ты перестанешь смеяться и послушаешь, как ехать?!

— Не знаю!

— Чего ты не знаешь?

— Можно или нет! Не уверен, что это от меня зависит!

В итоге Лёха таки идет на автобус.

Но минут через двадцать звонит и говорит:

— Мам, я тут еду на трамвае, но я не уверен, что я еду туда.

— На каком трамвае?

— На девятом!

— А зачем ты сел на трамвай?

— Не знаю!

— А куда ты едешь?

— Так вот я как раз звоню, чтобы ты мне сказала! – объясняет Лёха.

— Ну, в какую сторону едет трамвай?

— Не знаю!

— Мимо чего ты сейчас проезжаешь?

— Мимо домов!

В такой ситуации главное — не отчаяться и не повесить трубку. Надо взять себя в руки и попытаться уточнить детали.

— Ты спроси кого-нибудь, трамвай едет к вокзалу или от вокзала, — советую я.

Лёха честно спрашивает.

— К вокзалу! — говорит.

— О, ну отлично! Доезжай до вокзала, выходи, обсудим, куда идти дальше.

— Кстати, мне кажется, я тут и так все знаю.

— Прекрасно!

— Я же тут много раз бывал.

— Безусловно!

— А почему ты сказала, что я должен ехать на автобусе 66? Он ведь у нас не останавливается? И я вообще не на автобусе еду, а на трамвае!

Я вот думаю: может, специалисты, которые считали, что Лёша никогда не сможет нормально разговаривать, были правы? Просто не только Лёха не понимал тогда их речь, но и я ее толком не понимала?

Но мы работаем над собой! У нас уже неплохая грамматика!

Да и лексика хоть куда.

 

Автор: Яна Соколова

Обложка: © Яся Соколова