16–17 ноября в Музее архитектуры им. А. В. Щусева прошел финал ежегодного образовательного проекта «Открытый город»
«Открытый город» — это фестиваль архитектурного образования и карьеры, который проходит ежегодно с июня по ноябрь в виде воркшопов, семинаров, лекций и экскурсий. Он вовлекает студентов архитектурных вузов в реальный профессиональный процесс при участии ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды. Главной задачей фестиваля, который проводится уже седьмой раз, является не просто демонстрация талантов перспективных молодых архитекторов, но и поиск идей для облика городов будущего. Поэтому его финал был максимально красочным: участники представили свои проекты в формате выставки. Официальным партнером выставки выступает группа «Мосинжпроект». Деловая программа выставки включила в себя презентацию исследования «Новое поколение архитектурных бюро Москвы», конкурс лучших дипломных работ выпуска 2022 года, марафон «Свое бюро» и образовательные семинары.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Двенадцать работ, часть из которых были иммерсивными, показали, как может сочетаться архитектура с музыкой, танцем, литературой, наукой, космосом, анимацией, гастрономией, театром, кино, цифровым сервисом, археологией, модой. В полумраке выставочного зала ожили отдельные миры — совершенно разные, но определенно связанные с архитектурой.
По словам заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, проведение открытых архитектурных конкурсов при реализации значимых столичных проектов продолжится, несмотря на международные санкции. «Студенты-архитекторы обязательно должны получать опыт работы в открытой конкурентной среде, которая позволяет выбрать наиболее подходящие решения, как с эстетической, так и с технической точек зрения. И мы будем рады увидеть работы конкурсантов «Открытого города» уже на состязаниях опытных мастеров», — заявил Андрей Бочкарёв.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов (Группа компаний «Мосинжпроект» — участник ключевых градостроительных программ столицы) отметил, что практика открытых архитектурных конкурсов использовалась инжиниринговым холдингом, в том числе и при создании облика станций метрополитена. В частности, проведено шесть международных конкурсов на дизайн станций метро. «Профессиональные конкурсы позволяют заметить самые современные и необычные идеи. Благодаря широкому выбору предлагаемых концепций, появляются новые знаковые объекты, улучшающие облик города. К тому же, участвуя в отраслевых конкурсах, специалисты не только демонстрируют освоенные компетенции, но и делятся с коллегами уникальным опытом», — подчеркнул Юрий Кравцов.
Заместитель генерального директора по инжинирингу АО «Мосинжпроект» Михаил Надот добавил, что первые конкурсы на лучший дизайн станций метро столицы проводились еще в 1930-х годах. «Уже в современной истории посыл возобновления этой традиции пришел от Мэра Москвы Сергея Собянина. Результат уже реализованных конкурсных проектов превзошел все ожидания — архитектура новых станций неизменно вызывает восхищение как у профессионалов, так и обычных пассажиров московской подземки. Именно конкурсы дают возможность изучить последние тенденции в архитектуре и их оригинальное авторское применение. Интересно увидеть взаимодействие традиции с актуальными течениями, и то, как новые идеи интерпретируются и интегрируются в современные проекты», — уточнил Михаил Надот.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
На конференции перед началом мероприятия главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обозначил ключевую позицию: «Мы помогаем в сотрудничестве, но у молодых архитекторов не должно быть иллюзий, что им найдут работу. Они должны пройти все этапы, уметь общаться на любых уровнях. Развитие конкуренции должно стимулировать, и возраст не имеет никакого значения. Мы будем делать конкурсы для всех и развиваться дальше».
Финалисты продемонстрировали, как при помощи современного искусства можно преобразить Белорусский вокзал, сделать его инновационным и многофункциональным общественным пространством, придать ему дополнительную эстетическую ценность. По мнению разработчиков, хорошим ходом будет разнообразить быт вокзала, проводить в помещениях выставки фотографий, инсталляций, чтобы люди, в ожидании своего поезда или встречая близких, могли с эстетической пользой провести время и получить новые знания.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Другая группа молодых специалистов представила проект «Архитектурные джунгли», в котором предложила способы выращивания еды в стесненном городском пространстве, познакомила с полезными травами и овощами. Оказывается, растения выращивают с помощью гидропоники (способ разведения на искусственных средах без почвы) и размещают в модулях, которые печатает из переработанного пластика промышленный робот KUKA. Модули разрастаются по принципу конструктора LEGO и наполняют зеленью кафе, школы, офисы, городские площади и крыши.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Проект «Танцующий город» — исследование городского пространства через танец и музыку. Здания рассматривались как танцоры, а архитекторы — это хореографы, располагающими фигуры на сцене. По этой философии, танец становится способом адаптации к изменениям, а движение города — единым телом, по правилам которого мы живем.
Проект «Метамир природных форм» предлагал посетителям и участникам выставки представить город с необычными зданиями. Например, с небоскребом в виде звезды (10 или 12-гранника) или павильона размером с Пантеон, выполненного в форме бутона розы.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Анимационный фильм «Через» студенты создали в технике «эклер» (покадровая проекция на матовое стекло отдельных ступенчатых фаз движения, запечатленных на кинопленку). В основе — история про встречу, расставание и воссоединение на фоне возведения моста через бездну. И каждый кадр здесь — это кропотливая работа большой команды специалистов, которая отсняла 28 сцен и отрисовала больше 1000 кадров, затем их анимировала и смонтировала под руководством режиссера-аниматора Георгий Богуславский.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Театральный кластер презентовал проект «Транзитная прогулка», в котором на основе личного опыта рассматривались понятия буржуазности и маргинальности. Для исследования был выбран район Курского вокзала с шаурмой, бездомными и неопрятными помещениями, который соседствует с развитыми культурными сервисами «Винзавода», «ARTPLAY», «Армы». Участники пришли к выводу, что два мира соединяет общий коридор-портал между вокзалом и ТЦ «Атриум», предлагали послушать его звуки и награждали за переход из маргинального в буржуазный статус.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
В проекте «Архитектура и музыка» студенты пытались расколдовать застывшую музыку зданий и превратить ее в композицию. Для этого были выбраны дом Мельникова, ГМИИ им. Пушкина, павильон «Космос» на ВДНХ и клуб «Мутабор». В результате воркшопа участники создали уникальные аудиовизуальные проекты, которые можно оценить на выставке.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Конечно, модные места в городе всегда привлекают к себе большой поток людей. Но как случайные территории становятся повышенным центром внимания? Студенты кластера «Архитектура + мода» разгадали тайну и разработали свою методику по созданию таких мест. Они предлагают объединять потоки людей со схожими увлечениями, которые становятся катализатором развития территорий, и равномерно перераспределять их творческими заданиями по городу, чтобы за ними «зажигались огни» в разных местах.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
А проект «Грань будущего» предложил новый цифровой сервис CITY INSIGHT, позволяющий построить общество добрососедства внутри новых жилых комплексов. Потенциальным покупателям предлагается стать виртуальными жителями будущего квартала, познакомиться в пространстве Metavers с соседями, протестировать городскую среду в игровой форме через своих аватаров с реальным социальным портретом.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Финальным блоком был представлен кластер «Архитектура + гастрономия». Популярная тема фуд-арта дала широкий диапазон творчеству. Постройки из съедобных и несъедобных материалов понравились всем. Был представлен стол-генплан из четырех секций, которые иллюстрировали связь архитектуры и гастрономии. Первая секция посвящалась умению человека создавать образы из еды, вторая — приемам композиции, третья — масштабу и постройке из съедобных элементов, а четвертая иллюстрировала круговорот еды в городе. Ведь архитектурная кухня тоже может быть пищей для размышлений.
Автор: Светлана Федорова
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется