Онлайн-торговля пришла в Россию в начале нулевых. И за последние 20 лет российский рынок e-commerce грандиозно вырос. Покупки в интернете стали особенно привлекательны с началом пандемии COVID-19. Как говорит русская пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. В самом «локдаунском» 2020 году объемы продаж через маркетплейсы выросли в 1,6 раза. Эпидемия закончилась, а привычка населения к использованию торговых онлайн-площадок осталась.
По последним данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за 8 месяцев текущего года россияне увеличили покупки на онлайн-площадках почти в 1,5 раза (на 39%) по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Объем интернет-торговли в РФ в январе-августе 2022 года составил 3,08 трлн рублей, заявил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
По итогам 2022 года АКИТ прогнозирует достижение сферой e-commerce оборота примерно в 5 трлн рублей, отметил он. Это соответствует росту на 39% относительно прошлого года, когда оборот составил 3,6 трлн рублей.
«Второе полугодие всегда бывает более активное, более интенсивное за счет «черной пятницы» и подготовки к Новому году. Некоторым компаниям этот период делает до 30% продаж в принципе годовых», — прокомментировал свой прогноз Соколов.
В связи с началом специальной военной операции и введением западных санкций российский рынок покинули многие крупнейшие западные бренды, осуществлявшие активную офлайн-торговлю. Тем не менее, они по-прежнему не спешат отказываться от российского рынка, используя для этого крупные маркетплейсы, такие как Ozon, Wildberries, «СберМегаМаркет», «Яндекс Маркет», Lamoda и другие. Одновременно с западными фирмами возможностями маркетплейсов стали более активно пользоваться и отечественные компании, особенно те, которые продвигают параллельный импорт.
Предприниматели, которые занимаются параллельным импортом, не спешат вкладываться в открытие стационарных фирменных торговых точек. Их останавливают серьезные стартовые расходы, на которые у многих просто нет денег, а также опасения, что ситуация быстро вернется в нормальное русло и производители начнут бороться с неофициальными продажами своих товаров. Наконец, в интернете проще развернуть рекламную кампанию и привлечь необходимое количество покупателей за счет того, что торговля идет не в отдельном населённом пункте, а по всей России.
На ведущих российских маркетплейсах можно найти одежду брендов компании Inditex (Zara, Bershka, Pull& Bear, Massimo Dutti), Victoria’s Secret, Adidas, Nike, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Uniqlo, Yves Saint Laurent, Gucci и др. Там же продаются новинки смартфонов Apple и Samsung, комплектующие для иномарок — ассортимент продукции постоянно растет.
Маркетплейсы сегодня стали удобными площадками для быстрой и безопасной покупки. Портал «Москва Меняется» проанализировал работу нескольких крупнейших маркетплейсов и выявил основные особенности каждой площадки.
Wildberries: огромный ассортимент и низкие цены
Крупнейший маркетплейс Wildberries привлекает огромным ассортиментом. В 2021 году на онлайн-площадке было приобретено более 1 млрд товаров. Wildberries завоевал внимание россиян не только количеством вещей. Но и быстрой, удобной доставкой. Например, доставка в пункт выдачи большинства товаров занимает один день. Пункты выдачи заказов максимально приближены к покупателю. Уже в 2021 году их количество составляло более 22 тысяч. Wildberries дает возможность оплачивать заказанный товар после доставки. Также можно заказать сразу несколько аналогичных товаров и, посмотрев и проверив все, выбрать подходящий и оплатить его.
Конкурентным преимуществом площадки также являются низкие цены: накопительная программа и почти круглогодичные скидки. По ряду категорий цена может отличаться от среднерыночной в 1,5, а то и два раза. Однако такая щедрость маркет-плейса не всегда объясняется заботой о покупателе в ущерб прибыли продавца. К сожалению, Wildberries грешит продажами более дешевых так называемых «подделок», выдавая их за оригинальный качественный товар со скидкой, тем самым откровенно обманывая своих клиентов. О такой практике можно судить по отзывам, которыми обмениваются в интернете пользователи ритейлера.
«Явный неоригинал. Открыв коробку, сразу почувствовала резкий запах клея, дешевый дермантин, ужас-ужас», — пишет Алена, купившая кеды Trussardi по цене в три раза ниже рыночной.
«Не советую покупать — откровенная подделка! Аромат не стойкий и совсем не похож на оригинал, да ещё и флакон не тот, что был заявлен продавцом», — пишет Наталья, купившая на Wildberries флакончик духов Jo Malone за 1,5 тысячи рублей, что почти в 10 раз дешевле его стоимости в магазине «Рив Гош».
О том, что на площадке встречаются подделки, летом говорил и глава департамента Минпромторга по цифровой маркировке и легализации Владислав Заславский. Он заявил, что маркетплейс Wildberries «становится каналом сбыта контрафакта». На площадке были случаи продажи рецептурных препаратов, БАДов, а также массовые случаи продажи контрафактной обуви, сообщили в Минпромторге. В Wildberries заявили, что на маркетплейсе следят за тем, чтобы там не появлялась контрафактная продукция, и в будущем планируют задействовать для этого искусственный интеллект.
Еще одним способом достижения более низких цен является практикуемое на Wildberries «прогибание» своих продавцов.
«Условием торговли являются низкие цены, — говорит самозанятая Александра, торгующая детской одеждой на Wildberries. — Часто бывает, что мы снижаем цены ниже оптовиков. Wildberries устанавливает свои правила. Например, на этой неделе обязательна скидка 30%. Для всех. Кто не поставит — тот уходит с площадки. Прошла неделя — новое объявление. На следующей неделе обязательный промокод для всех — 20%. Кто не поставит или отменит скидку, будет заблокирован».
Wildberries пользуется услугами не только крупнейших дистрибьюторов, но и самозанятых. Причем иногда индивидуальные предприниматели оказываются более «быстрыми» и актуальными в глазах покупателей. Можно с уверенностью констатировать, что, несмотря на отдельные недостатки, торговая площадка сегодня справедливо пользуется большой популярностью у потребителей.
Ozon – ставка на качество
Онлайн-площадка Ozon — старейший маркетплейс в российском сегменте онлайн-торговли. Еще в 1998 году Ozon занял нишу книжной торговли. Постепенно, начиная с 2000-х годов он расширял сферу своей деятельности, завоевывая все более обширный рынок онлайн-торговли. В 2005 году в продаже появились первые мобильные телефоны и электроника. В 2007 году стала доступна возможность заказать семейные товары, одежду, товары для дома. В 2009 году был создан проект Ozon travel, который занимается продажей авиа и железнодорожных билетов. Сегодня ассортимент товаров и у Wildberries, и у Ozon примерно одинаков. Но нужно отметить, что покупателей на Ozon привлекает не только качество самого товара, но и качество упаковки. Все заказы заворачивают в воздушно-пузырчатую плёнку или крафтовую бумагу и доставляют в прочных коробках. Даже если вы заказали маленький тюбик масла для волос, он придёт в отлично запечатанной коробке.
У Ozon можно отметить очень быстрый (1-2 часа) срок возврата денежных средств за неподошедший товар и точность доставки. Заказанный товар приходит именно того цвета или фасона как хотел покупатель. Ошибки случаются крайне редко.
Одним из минусов Озона является небольшой срок хранения товаров в пунктах выдачи заказов – меньше недели. Например, на Wildberries товар может лежать до месяца.
Как и Wildberries, так и Озон практикуют «лжескидки». На Ozon детская куртка Benetton продается якобы со скидкой 50% — за 6599 рублей вместо 12 500. Но 12 500 рублей она никогда и не стоила — даже в официальном магазине торговой марки.
Интересной особенностью маркетплейса Ozon является категория «Товары из-за рубежа», которые маркетплейс доставляет после заказа из других стран. Как правило, такие товары дешевле аналогов, представленных в России. Срок доставки в среднем 2-3 недели, но бывают и задержки. Продавец сам выбирает транспортные компании, с которыми сотрудничает. Покупатель выбирает доставку одной из транспортных компаний, которые предложил продавец.
По большей части товары из-за рубежа – это бытовая техника и электроника. Но есть и другие категории. У этой услуги имеются как явные достоинства, так и явные недостатки, которые пока Озону устранить не удается.
Если продавец отправил заказ почтой, его доставкой займётся Почта России или её курьерская компания EMS. Товар придет не в пункт выдачи Ozon, а в отделение Почты России или его принесет курьер. Это удобно, но есть одно «но». В случае отказа от товара, его нельзя будет просто принести в ПВЗ. Надо будет за свой счет отправить продавцу за рубеж. В ряде случаев такая отправка будет стоить как сам товар. Плюс к этому разрешение на возврат надо просить у продавца, и он может отказать.
«Я заказала ребенку карнавальный костюм к Новому году. Заранее. Срок доставки все время увеличивался, и вместо двух недель костюм пришел через два месяца, когда был уже не нужен. Я решила оформить возврат, но оказалось, что вернуть я его могу только отослав за свой счет по почте в Китай. А это равно почти полной стоимости всего костюма. При этом возврат денежных средств был бы осуществлен только после прибытия на склад продавца. Деньги пришлось бы ожидать еще месяц», — рассказывает покупатель Екатерина.
В службе поддержки Озона только развели руками – продавец все делает по правилам.
«СберМегаМаркет» — бонусы и промоакции
Самый молодой из крупных маркетплейсов — «СберМегаМаркет». Его предшественник, появившийся в 2016 году на рынке онлайн-торговли, — площадка Goods.ru. В 2021 году, на фоне вызванного пандемийными ограничениями всплеска онлайн-торговли, Goods.ru как перспективный ресурс был куплен Сбербанком. В 2022 году маркетплейс, получивший название «СберМегаМаркет», стал крупным ритейлером с огромным количеством категорий товаров. Здесь смогут зарегистрироваться любые поставщики и производители, вне зависимости от типа товара. По итогам первого полугодия 2022 года на маркетплейсе представлено более 5 млн товаров более чем от 8000 магазинов в 16 основных категориях, включая электронную и бытовую технику, товары для дома, одежду, строительство и ремонт, детские товары и многое другое. «СберМегаМаркет» доставляет товары более чем в 1000 городов России. Ежедневно к платформе присоединяются новые партнёры, предлагая лучшие цены и расширяя ассортимент.
«Сбер» уделяет большое внимание и вкладывает большие средства в рекламные кампании своей онлайн-площадки. Маркетплейс проводит эффективные промоакции, клиенты имеют доступ к выгодным промокодам и постоянным акциям с повышенным кешбэком. Товары на «СберМега Маркете» можно оплачивать бонусами «Спасибо» от Сбербанка.
«Выбрали на день рождения ребенка подарок – большой набор Lego стоимостью 8000 рублей. Так получилось, что у мужа накопилось 6000 бонусов «Спасибо» от Сбербанка (он про них просто забыл). В итоге заплатили только 2000 реальными деньгами – больше ни на одной интернет площадке такой выгоды не получилось бы», — рассказала порталу «Москва Меняется» покупатель Марина. Она также отметила, что и общая стоимость покупки была ниже, чем на других онлайн-платформах.
На сумму заказа в «СберМегаМаркете», которая оплачена бонусами «Спасибо», бонусы начисляются — 1% за онлайн-оплату и не менее 3% за покупку самого товара. Благодаря хорошим условиям по комиссиям продавцы всё чаще выбирают своим основным партнером не Wildberries, «Озон» и «Яндекс.Маркет», а «СберМегаМаркет».
«СберМегаМаркет» отличает также разнообразие способов доставки купленных товаров. Это связано с тем, что маркетплейс использует в своих логистических цепочках не только собственные силы, но и своих партнеров. Заказы можно получать различными способами: в отделении «Сбера», в постамате «Сберлогистики», курьером «Сберлогистики», курьером СДЭК, в пунктах выдачи заказов СДЭК, Boxberry или PickPoint; в постаматах PickPoint, в пунктах выдачи и постаматах других компаний.
Но в каждой бочке мёда обязательно бывает ложка дегтя. Основные претензии покупателей к «СберМегаМаркету» связаны с возвратом и обменом неподошедшего или дефектного товара. Один из покупателей, Алексей, справедливо жалуется на то, что покупатель в случае неудачного приобретения не может апеллировать к «СберМегаМаркету» как базовому ритейлеру, а должен искать продавца конкретного товара, который может находиться в совершенно другом регионе за 1000 км. «СберМегаМаркет» не несет реальной ответственности за качество работы своих продавцов, и это нарушает цепочку взаимодействия между онлайн-ритейлером и потребителем.
Список функционирующих сегодня крупных маркетплейсов можно дополнить такими названиями, как Aliexpress, «Яндекс Маркет», Lamoda, «ВсеИнструменты», «Акушерство.ру» и др. Некоторые из них, уже судя по названиям, специализируются на определенных видах товара, что тоже удобно и для продавцов, и для покупателей.
Как считает директор Ozon СНГ Марья Дей, ХХI век – время е-commerce. Именно такой тип взаимоотношений продавца и покупателя в современных экономических и геополитических социальных условиях будет все больше востребован. Для этого есть две главные причины. Первая: крупные маркетплейсы способствуют росту занятости, что немаловажно и сегодня, и в будущем. Вторая причина в том, что современный покупатель — человек, привыкший к жизни «в интернете». Ему жалко тратить свое время на хождение по офлайн-магазинам. Новые технологии покоряют жизненные пространства человека будущего.
Автор: Екатерина Стрижова
Обложка: © Megan Rexazin / Pixabay