В Музее мусора можно создавать вещи для быта

В конце июля в Северном административном округе Москвы открылся музей, в котором каждый желающий может полюбоваться на… мусор. Главные его экспонаты использованные пакеты из-под молока, стеклянные и пластиковые бутылки, батарейки, старые тапочки, ставшие свидетелями процветания и развала СССР, и многое другое. В чем великая цель этого места, на какие средства живет музей, и главное обрабатывается ли мусор перед использованием для экспозиций, выяснял портал «Москва Меняется». 

Музей рециклинга и экологичного образа жизни, как он официально называется, придумали несколько энтузиастов ради высокой цели — просвещать людей в вопросе переработки отходов и обучать москвичей экологичному образу жизни.

«Я занимаюсь экологией, эковолонтерством, экопросвещением очень давно — еще со школы. Сперва это было хобби, но постепенно это стало делом всей моей жизни. Я поняла, что у людей есть заинтересованность в этой теме, а у меня много знаний, которыми можно поделиться. Не только у меня — у нас целая команда. Музей и экоцентр «Сборка» появились в 2019 году, они были созданы на частные инвестиции четырёх основателей: я, мой молодой человек Михаил, с которым мы с 2013 года делаем проект «МосЭко», Сергей Тушев, наш коллега, и Станислав Куликов. С 2019 года мы прошли большой путь, несмотря на пандемию, несмотря на все, мы выжили и близки к тому, чтобы выходить на самоокупаемость, чтобы центр сам себя поддерживал», — рассказала порталу «Москва меняется» одна из основательниц этого удивительного места Анна Нафиева.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Кроме мусора, а точнее вторсырья, здесь представлены предметы, созданные из некогда выброшенных в урну вещей. Здесь даже есть интерактивная зона, где можно своими руками превратить вчерашние отходы во что-то полезное. Есть даже портативный пресс для мусора. В настоящий момент вход в музей бесплатный. Однако экскурсии в нём проводят за пожертвования, которые как раз идут на развитие и поддержание «штанов» музея. 

«Для взрослых — 500 рублей, студентам, детям, пенсионерам скидки — 350 рублей.  Дополнительно после экскурсии можно сделать себе памятный сувенир на наших интерактивных установках из вторичного пластика. Можно свой пластик принести и тут же здесь переработать. Это стоит 350 рублей. Все эти деньги идут на поддержание нашей работы», — отметила соосновательница музея.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Все собранные средства идут не только на сам музей, но и на экоцентр, который, кстати, и занимается непосредственно сбором отходов. Сюда люди могут принести вторсырьё для дальнейшей его отправки на переработку.

«У нас еще есть большой склад для приема вторсырья, где мы принимаем и обрабатываем вторсырье. Помещение музея, где мы сейчас находимся, для этого не подходит. Мы продолжаем искать подходящее место, где можно организовать и то, и то: какие-то промзоны, которые доступны для комфортного посещения взрослыми, детьми, семьями и т.д.», — объяснила экоактивист.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Важно подчеркнуть, что поддерживать существование музея и экоцентра помогают также городские власти, которые организовывают особые условия для данной деятельности и выделяют гранты на экологические проекты и мероприятия.

«Мы в этом году впервые получили грант мэра на экоцентр «Сборка». Это очень помогает для просветительского направления: за счет этого мы можем поддерживать свободный вход в музей, проводим много бесплатных мероприятий, принимаем детские группы. Очень много работаем с разными дружественными фондами, НКО. Экология, на самом деле, сейчас интересна всем. Люди понимают, что вне зависимости от возраста и социального положения что-то для планеты делать нужно, а мы им помогаем найти этот путь. Потому что вопросов очень много, информации очень много. За часовую экскурсию человек может получить базовое погружение в тему», — отметила собеседница.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

В апреле мэр Москвы Сергей Собянин одобрил дополнительные меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В столице в настоящий момент зарегистрировано 29,5 тысяч негосударственных НКО, из них 10,3 тысячи — социально ориентированные. Наиболее популярные направления их работы — образование, здравоохранение, культура, экология, физическая культура и спорт, патриотическое воспитание, помощь социально незащищенным слоям населения. Поддержку правительства Москвы сейчас получают около трех тысяч некоммерческих организаций. В целом же премии московских властей в области экологии вручаются ежегодно уже более 10 лет.

В июне Собянин отметил, что экологические центры, которые работают в парках и на природных территориях столицы, пользуются популярностью у москвичей. Только за 2021 год их посетили около 330 тыс. человек.

«Экоцентры в Москве появились не так давно, но уже завоевали симпатии горожан всех возрастов. Будем расширять эту сеть, открывая новые площадки в парках и на природных территориях, чтобы с детских лет москвичи могли как можно больше узнать и полюбить родную природу», — заявил глава столицы.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Кроме мэрского гранта команда Анны получает и другую поддержку. Например, в этом году по президентскому гранту экоактивисты провели выездные мероприятия «Точки экосборки» Они собирали вторсырье по всей Москве, а потом отвозили его на переработку.

По словам Анны, часто люди думают, что «мусорная» тема приносит огромные деньги. На самом деле в промышленности очень мало рентабельного вторсырья, на котором можно заработать. 

«Мы работаем не только с рентабельными видами вторсырья, которого всего около 10 типов: бутылки, картон, электроника, метал и т.д., — их ещё можно продать переработчикам за цену выше, чем стоимость их обработки. Мы работаем с 40 видами сырья, 30 из которых называются «социальные фракции». Их обычный человек может сдать только в экоцентры. Ни синие контейнеры, ни другие коммерческие пункты их не принимают. Например, мягкие упаковки от еды, всякие шуршащие пакетики и бумажные стаканчики. Мы одно из немногих мест в России, которое вообще принимает бумажные стаканчики и отправляет их на переработку: из-за того, что материал тут композитный — бумага + пластик — это считается не просто макулатурой, а композитным отходом, который менее рентабелен. Плюс эти стаканчики часто грязные, поэтому переработчиками они востребованы очень слабо. Буквально пара переработчиков в России готова работать с таким материалом. К счастью, один из них находится в Солнечногорске. Но цена за этот материал — 1-2 рубля за килограмм чистого прессованного вторсырья, а затраты на его прием, обработку, аренду, на рабочих, которые перевозят все это на завод — куда больше», — поделилась она.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Сейчас команда экоактивистов борется с этой проблемой, старается пробить дорогу трудными фракциям, которые мало кому нужны. Сдать макулатуру, стекло, металл — это хорошо, но по факту — в среднем это меньше половины обычного мусорного ведра москвича. 

Большую работу Анна проводит и с подрастающим поколением.  

«Зачастую взрослых сложнее убедить, что все городские мифы и легенды про раздельный сбор, которые они откуда-то знают — это зачастую реально мифы и стереотипы. Например, про одну машину, которая все вторсырье на одну свалку увозит или про то, что в России якобы нет переработки. К слову, в ответ на миф об отсутствии переработки как раз музей и открылся. У нас здесь собраны более 800 экспонатов и они продолжают поступать», — отметила девушка.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Здесь можно найти обувь, сделанную из переработанных жвачек; плед, сотканный из старых мягких игрушек; вазы из переплавленных бутылок; украшения из компьютерных плат и пластиковых бутылок, и многое другое. 

«Сейчас российские и зарубежные дизайнеры активно экспериментируют со вторсырьем. Современные дизайнеры видят во вторсырье не трудности, а пути развития. Вот ребята в Крыму собирают битую стеклотару и перерабатывают ее в изделия для дома и декора. Есть сделанные из вторичного пластика сувениры, украшения, предметы интерьера», — рассказала она.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

По словам Анны ситуация с сортировкой и переработкой мусора в Москве стала значительно лучше. Так, например, инициатива с синими и серыми мусорными контейнерами для вторсырья и иного мусора отлично себя показывает. Безусловно, в идеале хотелось бы иметь 40 контейнеров для каждого вида фракции, однако и такой подход уже является важным шагом.

«В целом мы с этой системой движемся в правильном направлении, но, как обычно, сталкиваемся с трудностями. На первом этапе не хватало контейнеров и мусоровозов: система запускалась очень быстро, поэтому бывало, что одна машина забирала два контейнера. Сейчас трудность в том, что мусоровывозящие операторы и обслуживающие компании дома или двора (условный ГБУ Жилищник, но не только он) — это две разные компании, которые между собой не связаны и друг другу ничем не обязаны. Вывозит мусор и владеет контейнером мусоровывозящая компания, которая все делает по постановлению мэра — два контейнера, брендинг, два разных мусоровоза, а потом приходит дворник от УК, у которого нет никаких обязательств делать всё правильно, может перекинуть мусор из одного контейнера в другой или же осенью листья выкинет в ближайший и самый пустой бак, которым зачастую является контейнер со вторсырьем. Жители это видят и не различают этих двух операторов, для них это единая система городской инфраструктуры. Дворники часто рассказывают жителям, что никакого раздельного сбора нет, а потом начинается снежный ком: кто-то увидел, рассказал другим, додумал и между людьми начинает циркулировать информация, которая не имеет отношения к реальности», — пожаловалась Анна.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Пытаясь пресечь эти факты халатности, самые ответственные граждане пишут обращения в департамент ЖКХ. И это правильно: по сути, если дворник выбрасывает мусор в контейнер для вторсырья — это нарушение. 

«Но тут надо писать обращения, жаловаться, это занимает время, надо еще фото сделать, дождаться ответа… Не все это делают и приходят к нам с вопросами: «Что это вообще такое? Как это вообще работает? Почему все так плохо?». В некоторых дворах управляющая компания на свой манер делает контейнерную площадку и маркирует ее неправильно, это тоже проблема. Система в целом движется в нужном направлении, но на местах, в конкретных дворах люди сталкиваются с трудностями. К счастью, хоть система немного и буксует, многие подключаются к тому, чтобы сдавать вторсырье, хотя бы пэт-бутылки, стекло и металл. Они видят эти контейнеры и понимают, что нет ничего страшного в том, чтобы отделить дома картон и сдать его на переработку», — отметила она.

 

Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется

Также Анна с удовлетворением отмечает тот факт, что в Московском регионе, как и в целом по стране, растет количество экологичных заводов по переработке мусора.

«Мы сотрудничаем с Московской областью, а чуть дальше с Тверским заводом вторичных полимеров. А Ярославль, например, перерабатывает нашу электронику и наши батарейки. Это ближайший такой завод. Самые простые и понятные фракции: макулатура, пэт-бутылки, металл, жестяные и алюминиевые банки, стекло — все это Московский регион. Но важно понимать, что сейчас наша потребительская корзина выглядит так, что по итогу в мусорном ведре намешано очень много всего, не всегда понятного переработчикам и не всегда легкого в переработке. Композитные материалы сложно разделить. Постепенно в России мы перенимаем мировой опыт по переработке или отказу от такой упаковки. Впереди еще много работы с этим», — заключила она. 


Автор: Данила Белов

Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется