Международная выставка архитектуры и дизайна «АрхМосква», проходившая в столичном «Гостином Дворе» с 3 по 6 июня, традиционно послужила площадкой для обсуждения новейших трендов развития столицы. На этот раз темой разговора стал один из самых масштабных и амбициозных проектов транспортного развития Москвы – Большая кольцевая линия (БКЛ). АО «Мосинжпроект» – официальный партнер АРХ Москвы и оператор крупнейших градостроительных программ столицы, включая развитие московского метрополитена.
В 1950-е годы открытие первого метрокольца стало мощным импульсом для развития прилегающих к нему районов. Теперь же настал черёд «срединной зоны города», через которую и пройдёт БКЛ. Более чем полвека назад Кольцевая линия строилась за счёт, в основном, ручного труда. По словам заместителя генерального директора по операционной деятельности АО «Мосинжпроект» Максима Шмаля, сегодня на службе метростроителей – самые современные технологии. «Начиная с 2011 года холдингом «Мосинжпроект» построено свыше 105 км линий метро, открыто более 50 станций, 11 электродепо. Метро уже вышло за границы МКАД, станции открыты в Новой Москве» – отметил спикер.
Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» — оператор Программы развития московского метро. Сейчас на стройке метро заняты 18,5 тысячи человек. Метростроительство стало действительно рекордным: в марте 2020 года в Москве одновременно работали 23 проходческих щита, – мировой рекорд по самому большому числу тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте, зафиксировано представителями Guinness World Records («Гиннесс. Мировые рекорды»).
Максим Шмаль отметил, что сами щиты, которые находятся «на вооружении» АО «Мосинжпроект», являются произведениями инженерного искусства. Это 6- и 10-метровые тоннелепроходческие комплексы (ТПМК), ориентированные на постройку одно- и двухпутных тоннелей соответственно. «Использование 10-метровых щитов существенно сокращает стоимость и сроки работ за счет исключения необходимости возведения вентшахт и дополнительных сооружений на перегонах между станциями», – пояснил Максим Шмаль.
Безусловно, строительство такого масштаба не обходится без сложностей: в срединной зоне города, в районе плотной застройки находится много карстовых отложений, плывунов и подземных рек. Ежегодно ради строительства метро приходится переносить до 1000 км коммуникаций. Тем не менее, 95% проходки всех тоннелей на Большой кольцевой линии уже завершено и, по словам Максима Шмаля, оставшиеся 5 км будут пройдены до конца текущего года. Общая строительная готовность линии составляет 75%, 12 станций уже работают для пассажиров, в этом году будут достроены 9 новых станций Большой кольцевой и одна станция – реконструирована: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская». А в 2022-м Большое кольцо «замкнется».
Фото: пресс-служба «Мосинжпроект»